В 2009 г. Украину ждут полное истощение золотовалютных резервов НБУ, а также падение ВВП, дефицит бюджетов всех уровней и ПФ
В 2009 г. Украину ждут полное истощение золотовалютных резервов НБУ, а также падение ВВП, дефицит бюджетов всех уровней и Пенсионного фонда.
Таков самый пессимистичный сценарий развития украинской экономики — по версии Виктора Ющенко.
По данным президента, проблемы начались еще в этом августе. Именно тогда промышленное производство впервые упало — на 0,5%, по сравнению с августом 2007 г. Уже в сентябре снижение усугубилось до 4,5%, а в октябре оно составило уже 19,8%. С отставанием в пару месяцев начались проблемы с ВВП и безработицей. Прирост реального ВВП составил 5,5% в сентябре против 10,9% в августе. В октябре ВВП уже упал на 2,1%.
Проблемы с промпроизводством и ростом ВВП — это не просто цифры. Они означают безработицу, урезание зарплат и премий. В первом полугодии безработица составила 6,2% населения в возрасте от 15 до 70 лет и до 6,8% всего трудоспособного населения. До конца года она вырастет до 6,6% и 7,1% соответственно. В 2009 г. безработица вырастет еще — до 8,5% и 9% соответственно. То есть количество безработных увеличится с 1,4 до 2 млн. человек. Однако неизвестно, каким будет показатель скрытой безработицы — людей, отправленных в отпуск за свой счет и работающих неполный день.
Падение доходов населения тут же отразилось на доходах местных бюджетов. Основную часть поступлений местные бюджеты имеют за счет подоходного налога. Еще в октябре поступления налога были на 30% выше, чем за тот же период 2007 г. Уже в ноябре прирост сократился до 12%, а в декабре упадет до -8%. С января по октябрь количество бюджетов, которые не выполнили план поступлений, с 41 выросло до 201. Уже в ноябре их стало 425, а в декабре, по прогнозам, будет уже 598.
С казной правительства еще большие проблемы. Десять месяцев подряд наблюдалось перевыполнение сборов в общий фонд госбюджета — каждый месяц на 0,8-2,8 млрд. грн. Итого денег собрано на 17,7 млрд. грн. больше. По большому счету этот перебор получился за счет сверхвысокого импорта — таможенники перевыполнили годовой план на 8,5 млрд. грн. Однако уже в ноябре недовыполнение составило 2,1 млрд. грн. В декабре, по оценкам президента, оно будет равно 4,9 млрд. грн. Итого за два месяца — 7 млрд. грн. недобора. В свою очередь, это может привести к недофинансированию Пенсионного фонда.
Ситуация этого года пока не вызывает опасений. Но в 2009 г. оба дефицита — бюджета и ПФ — вырастут до угрожающих размеров. В первом квартале только по финансированию защищенных статей бюджета недостача составит 5,4 млрд. грн., а ведь есть еще и другие расходы. По Пенсионному фонду возникнет дыра в 4,2 млрд. грн. — и это с учетом уже заложенных в бюджет отчислений в 8,7 млрд. грн. Закрывать эти 4,2 млрд. грн. из бюджета — крайне сложное дело. Всего в следующем году двойной дефицит составит 82,5 млрд. грн. Ровно поровну эта дыра распределяется между госбюджетом и Пенсионным фондом. Единственная возможность закрыть ее — продать госимущество, потому что заимствовать в следующем году будет нереально.
На самом деле дефицит может оказаться тройным. Третьим станет дефицит платежного баланса. Возможно, происшедшая в 2008 г. девальвация с 5 до 8 грн. за доллар позволит сделать отрицательное сальдо текущего счета минимальным. Однако по финансовому счету в 2009 г. прогнозируется огромный отток валюты — $31 млрд. Из них госдолг — $3,1 млрд., банки должны $16,8 млрд., предприятия и население — $9,8 млрд.
Естественно, тройной дефицит создаст огромное давление на курс. Ни о какой ревальвации не может быть и речи. Разве что НБУ потратит все резервы на удержание курса на нынешней отметке — вблизи 7,5-8 грн./$1. Скорее всего, власти рассчитывают на то, что большая часть долгов будет реструктуризована, и чистый отток валюты составит несколько миллиардов. В противном случае, по прогнозу президента, абсолютно все резервы НБУ будут потрачены к декабрю 2009 г. Единственное, что позволит удержать нулевые резервы,— это кредит МВФ на $16,8 млрд. Однако впереди 2010 г., и как вести курсовую политику тогда, непонятно.
Скорее всего, реструктуризации и дефолты, действительно, будут. Однако, если отток все же будет сильным, то уже после истощения половины собственных резервов (сейчас — больше $30 млрд.) НБУ вынужден будет девальвировать гривню. Ослабление валюты может составить более 40%, что отмечено в докладе президента.
Руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий удивился такому пессимистическому прогнозу. Он отметил, что вместе с другими экспертами изучал несколько сценариев развития дальнейшей ситуации в экономике, и прочие варианты более положительны.
Девальвацию до 8 грн./$1, которая произошла на этой неделе, он назвал излишней. Эксперт признал, что существуют макроэкономические причины для ослабления курса. То, что рынок ушел выше равновесного уровня 7,5 грн./$1, господин Литвицкий объяснил в большей степени действием психологических факторов.
«Возбуждение рынка связано с тем, что ему многое непонятно. Непонятно будущее фискальной и монетарной политики, происходящее с бюджетом и монетарными агрегатами. Часть средств, которые пришли из госбюджета, может быть использована для обстрела валютного рынка. Курс не может не реагировать на такие вещи»,— отметил советник.
Эксперт назвал еще несколько неясностей, которые отрицательно действуют на рынок. Это непонятность, какой будет бюджетная политика на следующий год, предложения по регулированию процентных ставок по кредитам и депозитам, а также все еще незакрытый вопрос с Проминвестбанком. По мнению Валерия Литвицкого, это политико-психологические причины, а не экономические. Однако, отметил он, гасить эти нервные колебания рынка НБУ вряд ли станет.
«Но Нацбанк не будет работать против рынка или вместо рынка. Против рынка — я имею в виду возврат к фиксации курса. Мы будем работать вместе с рынком. Остается десяток рабочих дней, и мы можем потратить на сглаживание колебаний курса большую сумму. Если сочтем нужным, мы будем это делать»,— пообещал господин Литвицкий.