На днях прокуратура Киева сообщила о возбуждении уголовного дела по факту отмывания страховой компанией денег в особо крупных размерах (см. «ЭИ» №320). В материалах значится, что страховщики «отмывали» деньги путем выведения средств за границу. В то же время, Госфинуслуг уже год публично заверяет, что канал выведения «страховых денег» из Украины перекрыт.
Напомним, что впервые о проблеме выведения средств из Украины с помощью перестрахования публично заявил председатель Госфинуслуг Виктор Суслов в конце 2003 г. Тогда он неоднократно заявлял, что 80% перестраховочных платежей украинские страховщики перечисляют в СК стран Балтии, даже не имеющие лицензий на право заниматься страхованием и перестрахованием, и не находящиеся под надзором в своих странах.
В начале 2004 г. было принято постановление Кабмина №124 «Об утверждении порядка и требований к осуществлению перестрахования у страховщика-нерезидента». Опираясь на этот документ, комиссия после проверок СК выдала 66 предписаний. В апреле 2004 г. впервые было заявлено о СК «Обериг» из поселка Высокий Харьковской области, «специализирующейся» на выводе капитала («вывела» из страны 925 млн.грн.). Затем были не менее громкие дела таких СК, как «Виктория-М» (236 млн. грн.), «Громада» (около 1 млрд. грн.), «Максимум» (несколько сот млн. грн.). Характерной чертой всех этих компаний было то, что они регистрировались в украинской глубинке, избегая крупных городов и столицы. Завершить борьбу с выводом капитала за рубеж госкомиссии удалось в 2005 г., когда был введен контроль над договорами перестрахования у нерезидентов. В прошлом году г-н Суслов неоднократно рапортовал об этом достижении.
И вдруг прокуратура г. Киева сообщает о возбуждении уголовного дела против одной из столичных страховых компаний по факту отмывания денег в особо крупных размерах (1,34 млрд. грн.). Сообщение сразу насторожило — неужели регулятор, рапортуя о своих победах над выводом капитала, лукавит? За разъяснениями «ЭИ» обратились в столичную прокуратуру.
Заместитель начальника отдела прокуратуры г. Киева Владимир Зинченко рассказал «ЭИ», что прошлым летом прокуратура проводила проверку деятельности всех столичных СК. «Тогда нами был установлен факт создания страховой компании без намерения осуществлять законную финансово-хозяйственную деятельность. Мы установили, что по адресу регистрации компания занимает одну комнату размером 10 кв. м, а по документам в ней работает более 20 человек. Причем в офис никто из сотрудников во время существования компании не приходил», — рассказал г-н Зинченко. По словам сотрудника прокуратуры, СК была зарегистрирована и имела все соответствующие лицензии. Собственниками «конторы» были юридические лица — одно ООО из Украины и американская компания. А клиенты — отечественные предприятия, которые на время проверки никак не были связаны с основателями компании. «Предприятие было зарегистрировано в 2003 г. и долгое время существовала только на бумаге. Финансовую деятельность по выведению денежных средств компания вела только несколько месяцев в конце 2004 года. Затем никакой деятельности она снова не вела», — заверил г-н Зинченко.
На вопрос, проверяли ли деятельность компании сотрудники Госфинуслуг, в прокуратуре ответили: «Комиссия проводила проверки, и у нее тоже были претензии к компании. Материалы Госфинуслуг передавались в налоговую инспекцию для решения вопросов по поводу получения незаплаченных налогов. Но налоговая в то время не реагировала вообще. А мы выявили факт только этим летом, и начали дело».
Каковы судебные перспективы дела, сейчас сказать сложно. Следователь — фигура процессуально независимая, да и открытие подобной информации не всегда может иметь положительный результат. Название компании до конца следствия и завершения судебного процесса прокуратура не раскрывает. В Госфинуслуг корреспонденту «ЭИ» ответили, что знают, о какой компании идет речь, и проводили ее проверку, но более никакой информации не предоставят.
Среди прошлогодних распоряжений Госфинуслуг по киевским СК нам показались интересными два. Первое — №3631 от 1 марта 2005 г., приостановившее действие лицензий на право осуществления страховой деятельности ЗАО «Украинский финансово-страховой альянс», выданных в апреле 2004 года. Второе — №4512 от 2 сентября 2005 г., аннулировавшее лицензии этой же компании в связи с нарушением требований законодательства, а также ее свидетельства о регистрации финансового учреждения. Но никаких выводов о фигуранте уголовного дела мы, конечно, делать не можем.