Финансы

Плохие долги растут в цене

Банки улучшат проблемные портфели, чтобы продать их подороже

По прогнозам аналитиков, в 2010 г. коллекторы выкупят более 1 млрд. грн. просроченных банковских долговых обязательств за сумму около 100 млн. грн. Таким образом, по сравнению с прошлым годом дисконт уменьшится с 98% до 90%.

По словам генерального директора группы компаний eCall (коллекторское агентство Verdict) Алексея Тесленко, если в прошедшем году 1 млрд. грн. долгов обошелся коллекторским компаниям примерно в 20 млн. грн., то в этом году придется заплатить впятеро больше. «Данная динамика свидетельствует о стабилизации банковского сектора и о том, что банки свыкаются с грузом просроченных задолженностей и перестают продавать их за бесценок»,— говорит господин Тесленко.

По оценке аналитиков агентства Verdict, сейчас общая цифра просроченных долгов населения составляет около 10 млрд. грн. и это без учета задолженностей по ипотеке и автокредитованию (с обеспеченными кредитами банки обычно работают сами.— Ред.).

Однако важнее считать, не какую сумму долгов купили у банков коллекторы, а сколько за нее заплатили. «Норма дисконта в таких операциях достигает 95-98%. Банки идут на это, чтобы быстрее избавиться от лишнего груза нерабочих активов, дабы очистить балансы и освободиться от необходимости администрировать кредитный портфель»,— говорит Алексей Тесленко.

По словам эксперта, критическая масса задолженностей в большинстве банков уже достигнута. «В текущем году не стоит ожидать увеличения объема проданных долгов. Вполне вероятно, что показатель останется на уровне 1 млрд. грн. А вот сумма, за которую купят эти долги, наверняка вырастет»,— считает господин Тесленко.

Как отметил начальник управления мониторинга и сбора кредитов OTP Bank Сергей Бондарев, увеличение проблемной задолженности продолжалось до весны прошлого года. «Пик пришелся на март-апрель, а с начала лета процесс остановился, и даже началось сокращение проблемных кредитов,— отметил господин Бондарев.— Это произошло по ряду причин. Во-первых, значительную роль сыграла реструктуризация — у многих клиентов ситуация стабилизировалась и они вернулись к нормальному графику платежей. Во-вторых, появилась публичная практика работы с проблемной задолженностью — ситуация вышла за пределы кабинетов и судов, многие уже понимают возможные последствия и вернулись к переговорному процессу с банком».

Впрочем, по мнению директора департамента управления рисками «ВиЭйБи Банка» Елены Домуз, глубина просрочки будет больше, потому что банки не кредитуют активно с 2008 г., а это означает, что просроченный портфель становится старше. По некоторым оценкам, все что могли банки уже вернули, дальше заемщики будут отдавать все меньше и все реже. Вследствие этого, считает господин Тесленко, чтобы поддержать интерес коллекторов к сотрудничеству с банками, основной тенденцией станет стремление финучреждений к уменьшению доли безнадежных среди реализуемых обязательств, продаваемые портфели улучшатся и, как следствие, сократятся размеры скидок — до 85-90%.

А вот Сергей Бондарев считает, что в этом году возврат просрочки будет только возрастать. «Все большее количество клиентов пользуется инструментом реструктуризации или погашает накопившийся долг, поскольку они уже осознали, что принудительная продажа залогового имущества является для них экономически нецелесообразной. Заемщику все равно придется выполнить взятые на себя обязательства плюс оплатить возможное юридическое сопровождение»,— напоминает господин Бондарев.

Кроме того, отмечает эксперт, при наличии подпорченной кредитной истории заемщику уже будет сложно получить в банке новые кредиты, которые финучреждения снова начнут выдавать после выборов, когда прояснится экономическая ситуация в стране и вернутся иностранные инвестиции.

«Результатом этого станет упорядочение рынка факторинга,— уверен Алексей Тесленко.— Банки наконец смогут отдышаться и обратить свое внимание на то, что лидеры рынка уже начали кредитование. У банков появится возможность очистить баланс и освободиться от необходимости администрировать портфель».

galitskaya