Главы НДУ и ВДЦБ продолжают обвинять друг друга в нежелании сотрудничать
Судя по всему, два депозитария страны не скоро начнут сотрудничать. Состоявшаяся вчера очная ставка их руководителей — лучшее тому подтверждение.
Свое выступление на конференции «Современные проблемы фондового рынка», организованной ассоциацией «Украинские фондовые торговцы» (АУФТ), председатель правления Национального депозитария Владимир Ульянов начал с позитива. «Новый закон об акционерных обществах дал старт процессу дематериализации ценных бумаг,— заявил он.— Благодаря установлению корреспондентских отношений с Центральным депозитарием Австрии в системе начали учитываться бумаги в иностранной валюте, размещенные за рубежом. Кроме того, между депозитариями началась реальная конкуренция — как ценовая, так и технологическая, от чего выигрывает рынок в целом».
Минусов в сложившейся ситуации оказалось заметно больше. Причем их апофеозом, по мнению господина Ульянова, может оказаться разрыв в системе учета ценных бумаг, связанный с ребрендингом «Межрегионального фондового союза» (МФС), поскольку многие эмитенты не перезаключили с его правонаследником договоры и, как выяснилось, не планируют этого делать в принципе. В частности, у семи эмитентов уже наблюдается разрыв в системе учета, причем у некоторых количество неперерегистрированных акций достигает 99%. «Вот если бы ВДЦБ открыл в НДУ полноценный счет…» — начал глава НДУ. И тут началось.
«Открытие счета ВДЦБ в НДУ обсуждалось на специальном заседании совета ВДЦБ, и решение было принято,— обиженно отбивался предправления ВДЦБ Николай Швецов.— Но о каком полноценном партнерстве может идти речь, если НДУ ведет против нас войну на уничтожение, которая подкрепляется серьезными боевыми действиями в виде исков в суды?» Как писали «i», НДУ направил в суд семь исков, связанных с преобразованием МФС в ВДЦБ.
«Позвольте, любезный,— не утерпел господин Ульянов.— НДУ установил корреспондентские отношения с депозитариями других стран. Это не обязывает нас делить прибыль, дружить семьями или пить вместе чай. Это технология, необходимая для нормального функционирования рынка».
Кроме того, по словам господина Швецова, НДУ нарушает правила честной конкуренции, оказывая давление на участников рынка в вопросе выбора депозитария, используя монопольное право присваивать коды выпускам ценных бумаг. Впрочем, господин Швецов очень надеется, что Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) регламентирует этот процесс и проблема снимется сама собой. На что глава НДУ не преминул напомнить, что МФС в течение 10 лет был искусственным монополистом на рынке (НДУ до 2008 г. не имел права осуществлять расчетно-клиринговую деятельность.— Авт.), и подчеркнул, что надо иметь совесть. Более того, господину Ульянову категорически непонятно, почему ВДЦБ настаивает на использовании для расчетов формат SWIFT, хотя, к чести регулятора, комиссия продемонстрировала готовность идти навстречу практически любым капризам — лишь бы депозитарии нормально работали, и уже подготовила проект соответствующего постановления.
«Вопрос о налаживании корреспондентских отношений между двумя с половиной депозитариями ценных бумаг, функционирующими в Украине, можно было бы не ставить первым на повестку дня, если бы не ряд сложившихся обстоятельств. Но для учетной системы это больной вопрос, а мы не можем себе позволить дискредитировать идею перевода ЦБ в бездокументарную форму»,— разнимал участников процесса член ГКЦБФР Алексей Петрашко.
Господин Петрашко честно пытался помирить конкурентов. «У двудепозитарной системы есть свои плюсы, и задача регулятора — создать максимально комфортные условия для согласованной и продуктивной работы. Мы не оцениваем, кто из них лучше. Главное, чтобы система работала стабильно»,— сказал господин Петрашко, но предупредил, что вставляющие палки в колеса будут наказаны со всей строгостью.
Председатель АУФТ Сергей Антонов также пытался разрядить обстановку. «В банковской системе все конкурируют между собой и даже судятся, но это не мешает им вовремя проводить расчеты с клиентами и перечислять деньги. Так же должна обстоять ситуация в депозитарной системе, и личные обиды — не повод»,— напомнил господин Антонов.
«И вообще, дорогой регулятор, наведите порядок во вверенном вам секторе»,— раздался голос из зала. На что представитель «дорогого регулятора» высказался в стиле «Раз вы такой умный, то почему такой бедный?» и предложил имеющим готовые ответы на все вопросы поработать в ГКЦБФР.