Русская неделя на европейских аукционах отметилась новыми рекордами
Резво стартовав с распродаж на Sotheby`s, Русская неделя в Лондоне в последующие дни ознаменовалась успехами аукционных домов Bonhams, MacDougall и Christie’s.
Два многообещающих аукциона Sotheby`s — торги предметами обихода из наследства великой княгини Марии Павловны и специально подобранной коллекцией живописи — принесли не вполне ожидаемые результаты. Царский провенанс заставил покупателей буквально сражаться за вещи, которые некогда держали сановные руки Романовых, и в надежде заполучить желанную табакерку или запонку многократно превышать установленные эстимейты. В целом этот аукцион принес ?7 млн. (против запланированной суммы в ?1 млн.), причем были распроданы все лоты. В то же время распродажа произведений изобразительного искусства хотя и не подвела организаторов, но в целом оказалась не такой впечатляющей. Как и ожидалось, топ-лот картина Александры Экстер «Венеция» 1925 г. при эстимейте от ?900 тыс. до ?1,2 млн. была продана за ?1 млн., установив мировой коммерческий рекорд на работы художницы, но вот другие полотна продавались вяло, и в итоге на вечернем аукционе Sotheby`s продались только около 50% всех лотов.
То ли сама подборка картин на Sotheby`s, то ли не вполне обоснованная ставка на определенный круг авторов и уровни эстимейтов привела к некоторому охлаждению интереса покупателей, но появление новых участников подтвердило, что дело тут совсем не в русском искусстве как таковом.
Аукционный дом Christie’s объявил о том, что суммарная выручка от русских торгов, прошедших 1 и 2 декабря, составила почти ?8 млн. 890 тыс. Со значительным превышением эстимейтов продано 70% лотов, среди которых выделяются: картина Зинаиды Серебряковой «Портрет Мариэтты Франгопуло» (эстимейт ?30-50 тыс.), проданная за ?205 тыс. и, особенно, холст Николая Рериха «Легенда» (эстимейт ?700-900 тыс.), доставшийся анонимному покупателю за ?993,2 тыс. Некий арт-дилер из Великобритании взвинтил рейтинг творческого наследия Филиппа Малявина, подняв стоимость полотна «Катание на санях зимой» (эстимейт ?180-220 тыс.) до уровня мирового рекорда на произведения этого художника — в ?517,7 тыс.
Секция живописи была распродана на 80%, что, по мнению представителей Christie’s подтвердило их лидерство в данном сегменте арт-рынка. В ходе торгов проявился ряд новых тенденций, среди которых особенно ярко выделяется очевидный факт, что работы всемирно известных русских художников продолжают пользоваться огромной популярностью. Среди них — художественные произведения кисти Ивана Похитонова, Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Константина Коровина, Ильи Репина и Филиппа Малявина. Все работы ушли с превышением верхних эстимейтов.
Кроме того, высоким спросом пользовались изделия фирмы Фаберже, а в особенности редкие работы с выдающимся провенансом. Золотой портсигар, украшенный эмалью и драгоценными камнями с клеймом Михаила Перхина, изготовленный в Санкт-Петербурге около 1890 г., был продан за ?253,2, в четыре раза превысив свой эстимейт. Другой портсигар, принадлежавший леди Мюриел Пэджет (первой покровительнице лондонских отделений фирмы Фаберже), нашел своего покупателя за ?193,2, превысив нижнюю планку эстимейта почти в пять раз.
Был продемонстрирован и существенный уровень интереса по отношению к изделиям Императорского фарфорового завода Санкт-Петербурга. Фарфоровая ваза 1854 г., украшенная портретом кисти Пимена Орлова, была продана за сумму ?361,2, вдвое превысившую оценочную стоимость лота. Лот №342 — фарфоровая ваза, относящаяся к эпохе правления Николая I и оформленная по мотивам полотна Филипса Вауэрмана «Путешественники», была куплена за ?337,2.
При всем этом активная борьба за лоты велась как со стороны международных коллекционеров, присутствующих в аукционном зале, так и по интернету (Christie’s Live) и телефону. Секция художественных произведений на русских торгах Christie’s на сегодня достигла самых высоких показателей недели в 80%.
В свою очередь, русские торги на Bonhams принесли аукционному дому ?1,9 млн. «Раз от разу русское искусство все более набирает силу, и мы увидели убедительное подтверждение этому»,— отметил один из участников аукциона, британский арт-дилер Сэмюэль Коллинс. Топ-лотом здесь стала картина Ивана Айвазовского «Утренняя ловля», проданная за ?378,4 тыс. при эстимейте ?50-150 тыс. Еще одного значительного успеха достигла картина «Портрет молодой девушки» Николая Фешина, более чем вдвое превысившая эстимейт в ?55-85 тыс. (продана за ?168 тыс.). София Гамильтон, ведущий специалист Русского отдела Bonhams, так прокомментировала результаты торгов: «Эти по-настоящему выдающиеся цены служат ярким индикатором растущей рыночной силы произведений русского искусства».
Аукционный дом MacDougall в свою очередь заявил об успехе распродажи коллекции Icons of the Orthodox World, принесшей более ?850 тыс., что продемонстрировало по сравнению с аналогичной распродажей (выручка более ?698 тыс.), состоявшейся в июне текущего года, существенный рост.