Финансы

НПФ ждет консолидация

Ситуация на фондовом рынке может привести к перетоку клиентов из одних НПФ в другие. Рынок ожидает консолидация НПФ, ведь сейчас из сотни НПФ работает 61

Ситуация на фондовом рынке может привести к перетоку клиентов из одних НПФ в другие. Рынок ожидает консолидация НПФ, ведь сейчас из сотни НПФ работает 61. Остальные будут вынуждены ликвидироваться или будут исключены из госреестра.

Закон предусматривает исключение из госреестра НПФ, которые в течение года не заключили договора на обслуживание с администратором, КУА и банком-хранителем. Но, по словам директора департамента надзора за деятельностью НПФ Госфинуслуг Андрея Бахмача, все 40% неработающих НПФ имеют эти документы, но не заключили пенсионные договора с участниками. «Сейчас идут дискуссии относительно того, что делать с такими НПФ»,— отметил он.

На рынке много НПФ, которые были созданы финансовыми группами или промышленными предприятиями, но ввиду того, что процедура регистрации НПФ занимает много времени (до 1,5 года), у многих из учредителей изменились планы или предприятие купили новые собственники, которые не намерены развивать подобные проекты. «Например, куплен банк, имеющий НПФ, но новые собственники не намерены его развивать, поэтому администратор порекомендовал клиентам этого фонда переходить в другой НПФ, находящийся под их администрированием, и таким образом консолидировали их»,— рассказывает глава совета Национальной ассоциации пенсионных фондов и администраторов НПФ Андрей Рыбальченко.

«В основном это не очень крупные промышленные предприятия, финансовые холдинги, которые создавали НПФ, чтобы использовать круг своих партнеров, но на каком-то этапе отказались от этой идеи. Есть примеры банков, чьи НПФ не заработали»,— дополняет администратор НПФ «Центр персонифицированного учета» Юрий Бурков. Представители НПФ в регионах отмечают, что большинство НПФ сконцентрировано в Киеве и крупных городах, но с развитием системы ситуация изменится. «Конечно, будет укрупнение НПФ. Необходимо несколько фондов на каждый регион. Но этот процесс, наверное, проявится в следующем году»,— отметил гендиректор КУА и АПФ «Приоритет Капитал» Георгий Воронов.

В целом рынок не поддерживает идею исключения таких НПФ из госреестра. Во-первых, механизм исключения несовершенен, а во-вторых, большинство фондов просто отложили свой выход на рынок, но не отказались от работы на нем. «Существуют НПФ, которые создавались с определенной маркетинговой идеей, но у их учредителей изменилась финансовая ситуация и они ждут ее улучшения. Если комиссия исключит эти фонды, какая от этого польза?»,— недоумевает господин Рыбальченко. Еще одним поводом для исключения НПФ из реестра могут стать систематические нарушения закона или принятие решения о ликвидации, но поскольку фонды фактически не работают, то нарушений быть не может. «Регулятор может рекомендовать учредителям подобных фондов ликвидировать их. Кроме того, есть предложения внести изменения в законодательство, чтобы у регулятора была возможность исключать НПФ, не заключившие пенсионных контрактов. Но и это не панацея, ведь НПФ может заключить всего несколько контрактов и продолжать существовать»,— рассказал господин Бурков.

Желание очистить рынок может быть продиктовано разработкой требований к НПФ, которые будут допущены к работе второго уровня пенсионной системы. Требования еще разрабатываются, но регулятор не исключает возможного перелицензирования администраторов. «Возможно, допуск будет осуществляться в зависимости от количества активов, срока работы или выхода на уровень диверсификации. Может, будет введено дополнительное лицензирование»,— предполагает господин Бахмач.

Участники рынка заявляют, что не допустят введения дополнительного лицензирования. «Это не предусмотрено законодательством. Сомневаюсь, что Госфинуслуг введет такую лицензию. Допуск фондов ко второму уровню, скорее всего, будет осуществляться в зависимости от количества активов, и пустые фонды туда попасть не смогут»,— уверен господин Рыбальченко.

datsyuk