Несмотря на то, что депутаты отказались пустить в Украину филиалы иностранных банков, НБУ все же намерен сделать это собственным нормативным актом. Сегодня Нацбанк отрабатывает вопросы, связанные с определением условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Украины. Чтобы выяснить, как изменится структура банковской системы Украины в ближайшее время, «ЭИ» обратились к заместителю главы Нацбанка Владимиру Кротюку
— Владимир Леонидович, какой Вы видите структуру банковской системы Украины в ближайшие год-два?
— В первую очередь, мы заинтересованы в том, чтобы банковская система была хорошо капитализированной. Поэтому сегодня очень остро стоит вопрос концентрации капитала. Чем меньше капитал, тем меньше у банка возможностей для хороших вложений, поскольку от капитала зависит объем активных операций. Но вместе с тем, если банк (мелкий или средний) выполняет требования действующего законодательства и нормативно-правовых актов Национального банка, ведет прибыльную деятельность, обслуживает определенную клиентуру (например, предоставляет услуги населению, кредитует малый и средний бизнес), то он имеет право на существование.
Безусловно, с приходом на украинский рынок иностранных инвесторов конкуренция станет более жесткой. Чтобы удержаться на плаву, некоторые банки должны будут изменить свои подходы к обслуживанию клиентов, принять меры для расширения спектра и удешевления услуг, которые предоставляются банком, внедрения прогрессивных банковских технологий и т.д.
— А что произойдет с мелкими и средними банками с приходом крупного иностранного капитала и ужесточением конкуренции на рынке?
— В таких условиях собственники целого ряда банков будут вынуждены принять решение об увеличении капитала. Мы не исключаем возможности, что собственники некоторых банков не смогут укрепить свои банки. В таком случае им придется решать вопросы о реорганизации банка или привлечении инвесторов (отечественных и зарубежных). Тем не менее это не пугает украинских инвесторов. Сегодня у нас на рассмотрении находятся обращения по поводу открытия пяти новых банков с чисто украинским капиталом (два из них — «Престиж» и Сигмабанк уже зарегистрированы.— Ред.) и трех банков с иностранным капиталом (Россия, Турция, Нидерланды).
— То есть Вы не ожидаете сокращения количества банков, работающих в Украине?
— Сокращение, конечно, может быть. Но сейчас активно идет процесс создания новых банков. В связи с этим, даже если кто-то и уйдет с рынка банковских услуг, их место займут новые кредитные учреждения.
— Какие меры готов принять Нацбанк для защиты отечественных банков от экспансии иностранных конкурентов?
— Мы не дадим иностранным инвесторам никаких преференций. Требования для получения лицензий и разрешений на осуществление банковских операций для всех банков одинаковые. Но вместе с тем мы не должны допустить появления на украинском банковском рынке финансово нестабильных банков и пресечь проникновение сомнительного капитала. Поэтому мы тщательно изучаем документы, которые подаются для регистрации банков. Это касается и внутренних, и внешних инвесторов. Например, в конце прошлого года мы отказали в регистрации одному из банков с отечественным капиталом, а банку с иностранным капиталом – в выдаче разрешения на создание банка с иностранным капиталом. Несмотря на то, что доступ на украинский рынок для иностранных инвесторов открыт давно, сегодня в Украине работают только 23 банка с участием иностранного капитала, в том числе девять имеют 100%-ный иностранный капитал. Доля иностранного капитала в общей сумме зарегистрированного уставного капитала составляет 10,5%. Мы считаем, что в ближайшие год-два эта цифра значительно возрастет. Сегодня Нацбанк, в соответствии со статьей 15 Закона Украины «О Национальном банке Украины», отрабатывает вопросы, связанные с определением условий допуска иностранного капитала в банковскую систему Украины.
— АУБ считает, что необходимо установить ограничение на присутствие иностранного банковского капитала в Украине. Вы поддерживаете эту идею?
— На нынешнем этапе, учитывая размер доли иностранного капитала в общей сумме зарегистрированного уставного капитала, говорить об установлении ограничения преждевременно. Однако в будущем, в зависимости от размера участия иностранного капитала в банковской системе Украины, этот вопрос может возникнуть.
— Не опасаетесь ли Вы, что за счет более привлекательных условий гарантирования иностранные банки смогут «выбить» пассивную базу у украинских банков?
— Таких опасений у нас нет, поскольку банковские вклады, в том числе в банках со 100%-ным иностранным капиталом, гарантируются украинской системой гарантирования вкладов, предусмотренной Законом Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц». Другими словами, на иностранные банки распространяется украинское законодательство.
— Будут ли все эти правила распространяться и на филиалы иностранных банков?
— Думаю, что да. Но дискуссии по этому вопросу еще продолжаются, и окончательное решение до настоящего времени не принято.
— Намерены ли Вы как глава Административного совета ФГВФЛ инициировать увеличение гарантийной суммы по вкладам физлиц?
— Существующий на сегодня размер гарантированной суммы вкладов (5000 грн.) является оптимальным, поскольку обеспечивает максимальную степень защиты «малых» вкладчиков, сохраняя уровень надежности и устойчивости фонда. Так, по состоянию на 01.10.05 (итоги года фонд еще не подвел) количество вкладчиков банков-участников фонда составляет 18,4 млн. чел., из которых 16,8 млн. размещают депозиты в размере до 5000 грн. Таким образом, сегодня полностью защищенными являются вклады 91,5% вкладчиков. Исходя из своего нынешнего финансового состояния, фонд пока не имеет возможности увеличить размер возмещения.
— Поэтому и появились планы передавать фонду часть прибыли НБУ?
— Да. На данном этапе в Верховной Раде находится законопроект «О внесении изменений к законам Украины о финансировании Фонда гарантирования вкладов физических лиц», которым предусматривается, что Нацбанк по итогам года будет отчислять фонду 20% от суммы превышения доходов над расходами. Этот законопроект принят в первом чтении, и мы надеемся, что в целом он будет принят в текущем году. Принятие законопроекта, безусловно, будет способствовать увеличению финансовых возможностей фонда.
— Разрабатывается ли система рейтингов для определения размера взноса того или иного банка в фонд?
— Это очень актуальная, но и одновременно сложная проблема. Единая ставка сборов не отражает уровень риска конкретного банка, который он перекладывает на систему гарантирования вкладов. Мы планируем постепенное введение дифференцированного сбора для улучшения качества управления рисками в банках-участниках фонда. Решение этого вопроса является задачей на перспективу и требует прежде всего внесения изменений в закон о фонде, которые должны быть тщательно отработаны с банковской системой.
— Считаете ли Вы необходимым ужесточить адекватность регулятивного и основного капиталов на нынешнем этапе развития банковской системы?
— Пока нет. Показатель адекватности регулятивного капитала уже был увеличен с 8% до 10% в марте прошлого года. Вместо ужесточения норматива адекватности мы постоянно принимаем меры, направленные на повышение качества регулятивного капитала банков. В частности, предусмотрено усовершенствование порядка расчета регулятивного капитала банков: внесены изменения в составляющие основного капитала, изменен порядок включения в регулятивный капитал результатов переоценки основных средств и начисленных доходов. Эта работа будет продолжена и в дальнейшем.
— Будут ли ужесточаться требования по общей капитализации банков с различным статусом?
— Вопросы капитализации банков должны решать в первую очередь их собственники, если они хотят, чтобы их банки нормально развивались. Недостаточный уровень концентрации капитала снижает возможность банков принимать участие в значительных по объемах проектах и программах, инвестировании разработок и внедрении новейших технологий, удовлетворять потребности клиентов в других банковских услугах. Умные банкиры должны это понимать. В последних изменениях к Инструкции о порядке регулирования деятельности банков в Украине мы выдвинули к банкам необходимые требования, которые влияют на повышение уровня их капитализации. Теперь слово за собственниками (акционерами) банков.
— Какие меры будет принимать руководство НБУ для повышения прозрачности структуры акционеров банков?
— Определенные меры Нацбанк уже принял. Законопроект, который касается урегулирования вопросов, связанных с определением реальных собственников банков, контроля над изменениями в структуре собственности и т.д., с июня 2004 года находится на рассмотрении Верховной Рады (к сожалению, в ВР сидят именно акционеры банков и принятие этого законопроекта им по разным причинам не выгодно.— Авт.). Документ достаточно долго остается в подвешенном состоянии, поэтому в августе минувшего года Нацбанк своей «нормативкой» обязал банки обнародовать информацию о 10 крупнейших акционерах банка. Некоторые банки, понимая необходимость обеспечения прозрачности своей деятельности в связи с выходом на международные рынки, и для повышения доверия со стороны вкладчиков и клиентов, уже сейчас начали публиковать информацию о своих реальных собственниках.
— Но многие банки так и не выполняют требования о раскрытии информации о составе акционеров. Вы наказываете нарушителей?
— Действительно, не все банки опубликовали отчеты за ІІІ квартал 2005 года в полном объеме. Поэтому мы предупредили банки о том, что в случае выявления нарушений при опубликовании финансовой отчетности за IV квартал 2005 года, мы будем применять меры воздействия к его руководству согласно ст. 73 Закона «О банках и банковской деятельности», начиная со штрафов (до 17 тыс. грн.), и вплоть до освобождения от занимаемой должности.
— Будете ли Вы настаивать на усилении ответственности наблюдательных советов и собственников банков?
— Сейчас мы работаем над подготовкой законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», который направлен на усовершенствование организации корпоративного управления в банках. В частности, предусматривается существенно расширить полномочия наблюдательного совета в управлении банком. Набсовет должен быть основным органом, который осуществляет общее руководство деятельностью банка, контроль деятельности его исполнительного органа и защиту прав участников банка. К функциям наблюдательного совета предлагается отнести определение стратегии развития банка, утверждение бизнес-плана, политики управления рисками, внутренних положений и организационной структуры банка. Кроме того, предлагается также повысить квалификационные требования к членам наблюдательного совета.
— Планируете ли Вы и дальше ужесточать контроль над проведением банками операций с инсайдерами?
— Этот вопрос у нас постоянно находится в поле зрения. Ведь одной из основных причин, которые привели к ликвидации отдельных банков, является ведение ими рисковой кредитной политики и операций с инсайдерами. В прошлом году мы серьезно усложнили банкам отношения с инсайдерами. Расчет нормативов максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, выданных инсайдерам, осуществляется по отношению не к регулятивному капиталу, а к уставному капиталу банка; норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, выданных инсайдерам, снижен с 40% до 30% для универсальных банков; для специализированных сберегательных банков этот норматив устанавливается на уровне от 10% до 20% — в зависимости от объема негативно классифицированных активов. Что касается норматива максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, выданных одному инсайдеру, то для специализированных банков этот показатель установлен на уровне не более 2% (для других банков – не более 5%). Вполне возможно, что это не последние изменения. Мы будем анализировать деятельность банков в этом направлении и в случае необходимости принимать соответствующие меры.
Персона
Владимир Леонидович Кротюк родился 31.05.1953 г. в с. Бабушки Чудновского района Житомирской области. В 1979 г. окончил Киевский государственный университет им. Т.Г.Шевченко по специальности правоведение и с квалификацией юрист. С 1984-го по 1994 г. — сотрудник прокуратуры УССР. С июня 1994-го по август 2000 г. — возглавлял юридический департамент Национального банка Украины. С августа 2000 г. назначен заместителем председателя Национального банка Украины. В 2003 г. окончил Киевский филиал Львовского банковского института по специальности банковское дело. Кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины.