Страсти вокруг Никопольского завода ферросплавов накалились до предела и вновь стали скандалом недели. ПФК «Приднепровье», проиграв суды касательно законности приватизации завода, продолжает настаивать на мировом соглашении по заводу. «Приднепровцы» обвиняют Фемиду в предвзятости и заявляют о возможном захвате завода группой «Приват».
В понедельник, 12 декабря, Хозяйственный суд Днепропетровской области вынес решение по иску кипрской компании Wisewood Holding Ltd., миноритарного акционера «НЗФ», которым признал собрание акционеров ферросплавщиков, созванное группой «Приват» и состоявшееся 30 августа, легитимным. Тогда в Орджоникидзе собрание избрало председателем правления НЗФ Николая Надточенко (экс-председатель правления Марганецкого ГОКа), председателем наблюдательного совета — бывшего замминистра промполитики Сергея Грищенко, членами наблюдательного совета — первого зампредседателя правления ПриватБанка Тимура Новикова и широко известного председателя наблюдательного совета «Славутич-Капитал» Геннадия Корбана.
Защищать «честь мундира» вызвались топ-менеджеры Виктора Пинчука, совладельца НЗФ. Свою пресс-конференцию они проводили на день раньше «противников», 14 декабря. По словам Дмитрия Верченко, юрисконсульта НЗФ, в течение десяти дней, пока указанное решение суда не вступило в силу, в Высший апелляционный хозяйственный суд Украины будет подана жалоба. «Решение суда принято с многочисленными нарушениями закона. Если в 90-х годах в Украине был бандитский беспредел, то сегодня у нас правовой беспредел. К рассмотрению дела не были допущены (в качестве третьих лиц) ни регистратор предприятия — компания «Альфа-Инвест», ни представители хранителя акций — Укрсоцбанка»,— отметил г-н Верченко.
По словам Александра Неустроева, и.о. председателя правления НЗФ, вся история конфликта вокруг завода — это массовые нарушения законодательства судами. «Суды работают в синхронном режиме. 9 декабря хозсуд своим решением признал ООО «Славутич-Регистратор» регистратором НЗФ. И буквально тут же Хозсуд Днепропетровской области признал собрание легитимным. Суд постановил, что вопрос законности или незаконности собрания акционеров от 30 августа 2005 года является предметом другого спора и оставил этот вопрос без рассмотрения. В то же время, он обязал ОАО «НЗФ» выполнить решения этого собрания. Фактически суды отдают завод в собственность «Привата», якобы возвращая его в собственность государства»,— горячился г-н Неустроев. По его словам, топ-менеджмент ожидает, что вслед за этим последует силовой захват завода. «Все будет, как в сентябре: придут судебные исполнители, а руководить ими будут знакомые все лица»,— отметил «приднепровский» предправления. «В результате собственник контрольного пакета акций, даже если им будет государство, рискует полностью потерять контроль над управлением предприятия, поскольку ему вряд ли удастся собрать акционеров для изменения состава наблюдательного совета и переизбрания директора»,— отметил г-н Неустроев.
Председатель наблюдательного совета НЗФ Сергей Грищенко проводил встречную пресс-конференцию на следующий день, 15 декабря. Он признал, что юристы ПФК «Приднепровье» не зря едят свой хлеб. «Я не сомневаюсь, что будут очередные апелляции и кассации. Будет делаться все, чтобы затянуть возвращение завода в госсобственность»,— убежден г-н Грищенко. По его словам, у г-на Пинчука осталась надежда только на противотанковые заграждения и колючую проволоку, которой огражден завод. «Эти фортификационные сооружения — последний оплот бывшего хозяина завода. Хозсуд Днепропетровской области не просто признал собрание акционеров легитимным, он признал недействительным само приобретение завода «Приднепровьем»,— отметил экс-замминистра промполитики. Таким образом, по его словам, «Приднепровье» уже три года нелегитимно пользуется госсобственностью. «Акции давно находятся на счету ФГИ. «Славутич-Регистратор» добровольно перечислил акции на счет фонда, и я ездил голосовать на собрание в Орджоникидзе именно по выписке из реестра. Только Валентина Семенюк, глава ФГИ, непонятно почему и зачем считает иначе, утверждая, что акции хранятся в Укрсоцбанке. Там хранятся не акции НЗФ, а «дырка от бублика»,— отметил г-н Грищенко.
Шансом Виктора Михайловича сохранить контроль над заводом был Высший административный суд Украины, принявший кассационную жалобу концерна «Приднепровье». Напомним, основными доводами юристов концерна были два новоявленных обстоятельства: письмо Украинской ассоциации предприятий черной металлургии (гласившее, что условия конкурса подходили и для ряда других потенциальных покупателей), подписанное исполнительным директором ассоциации Дмитрием Белокуровым, и решение Европейского суда по делу «Святые монастыри против Греции».
Однако 8 декабря ассоциация отозвала свое письмо. По словам ее президента Анатолия Голубченко, ассоциация, во-первых, «вообще не имеет отношения к исследованиям рынков металлургической отрасли», а потому не вправе «предоставлять соответствующие выводы». Во-вторых, ассоциация «никогда не предоставляла выводы Высшему административному суду Украины», а адвокаты г-на Пинчука некорректно воспользовались ответом на запрос народного депутата Владимира Драчевского. В-третьих, г-н Белокуров, подписывая это письмо, превысил пределы своей компетенции, к которой относится лишь «организация исполнения решений руководства ассоциации, хозяйственные вопросы и т.п.». После отзыва письма ассоциации ПФК «Приднепровье» отозвал свою кассационную жалобу из ВАСУ.
На сегодняшний день лучшим вариантом разрешения конфликта, по словам г-на Неустроева, является мировое соглашение. «Это распространенная мировая практика»,— отметил предправления, отказавшись при этом назвать сумму, которую готов доплатить Виктор Пинчук. Хотя доплатить пришлось бы немало: госпакет НЗФ стоит не меньше $0,5 млрд. (такую сумму называли «Приват» и «Смарт-Групп», куплен пакет был за $80 млн.). Кроме того, 29 ноября Президент Виктор Ющенко пообещал, что до конца 2006 г. завод будет выставлен на повторный конкурс.
А состояние дел на заводе в этом году тоже стало полем для обмена ударами между Приватом и «Приднепровьем». По словам г-на Неустроева, за январь-сентябрь предприятие получило всего 0,153 млн. грн. прибыли (против 70 млн. грн. в 2004 г.). И это при мировой цене ферросплавов больше $1000/т. А выработано за девять месяцев около 0,8 млн. т. Простой подсчет показывает, что на продаже ферросплавов трейдеры НЗФ заработали около $800 млн. Вот только деньги осели где-то в другом месте. По словам Тимура Новикова из ПриватБанка, каждый день работы НЗФ приносит его владельцам $0,638 млн. чистой прибыли. Сам г-н Неустроев оправдывает финрезультаты следующим образом: «если вы знаете, что у вас завтра отберут квартиру, вы же не будете делать в ней ремонт». По его словам, у Запорожского завода ферросплавов вообще 40 млн. грн. убытков. Правда, по данным ГНАУ, за девять месяцев завод получил прибыль в размере 100 млн. грн. «Все предприятия группы «Приват» понесли убытков на 800 млн. грн. Если здесь на 800 млн. убытки, значит где-то на 800 млн. прибыль»,— язвительно заметил г-н Неустроев.
Очевидно, обе стороны хорошо осведомлены о схемах работы конкурента.