Финансы

Медленно запрягаем

Такой вывод сделали участники вчерашнего мероприятия, собравшиеся обсудить проблемы валютного рынка Украины. Между тем основное внимание они посвятили обсуждению экономической ситуации в стране.

Началу дебатов о причинах стагнации отечественной экономики положил глава Совета Нацбанка Валерий Геец. Ученый подчеркнул, что ключевой экономической проблемой остается спад инвестиционной активности. Именно от объемов инвестиций зависят макроэкономические показатели (удручающие.— Авт.) этого и следующего годов. «В последние три года экономический рост был инвестиционно зависимым. Прирост инвестиций иногда в несколько раз превышал экономический рост. К сожалению, весь этот год прошел под эгидой инвестиционной пассивности. Это и вызвало падение активности бизнеса. Результат налицо (рост ВВП 2,5-3%, а инфляция 11-11,5%.— Авт.)»,— с сожалением отметил Валерий Геец.


Спад экономической активности внутренних производителей при административном стимулировании спроса (через соцвыплаты.— Авт.) привели к росту цен и ускорению импорта. Социальные выплаты хоть и попадают в экономику, но у национального производителя нет запаса мощности. В результате, вместо наращивания производства производитель реагирует на увеличение спроса ростом цены. «Тенденция превышения импорта над экспортом сохранится и в будущем году, а экономический рост нам ускорить не удастся»,— прогнозировал Валерий Геец. По его мнению, на состояние валютного рынка отрицательное сальдо торгового баланса пока (!!!— Авт.) не окажет влияния. «У нас есть серьезный запас поступлений валюты от работающих за границей украинцев — около $4 млрд. ежегодно»,— сообщил Валерий Геец. Сейчас эти деньги идут на текущее потребление. Если же правительству удастся создать условия для развития малого и среднего бизнеса, то увеличатся и трансферты в Украину. По нашим оценкам, каждый работающий за границей украинец (всего около 2,5-3 млн. человек.— Авт.) откладывает ежемесячно $300-400. «Если удастся привлечь эти деньги в страну и при этом продолжится процесс приватизации, то можно прогнозировать сбалансированность на рынке валюты, что позволит удерживать курс стабильным»,— уверен Валерий Геец.


Курсовую стабильность собравшимся обещал и выступавший следом заместитель председателя Нацбанка Александр Савченко (чье мнение, как известно, совпадает с мнением главы НБУ Владимира Стельмаха.— Ред.). «Относительно курсовой политики уже было сказано, что мы нащупали оптимальный курс, уравновесив спрос и предложение валюты. Курсовую стабильность в ближайшее время будет обеспечивать рынок»,— уверял г-н Савченко. По его мнению, страна сейчас переходит от позитивного к негативному торговому балансу. «Как долго будет продолжаться этот этап, зависит от нас. Если в нашем импорте будут преобладать технологии, развивающие производство, то через три-четыре года у нас опять будет положительный торговый баланс. Это должно стать стратегией правительства. А НБУ со своей стороны может содействовать притоку прямых иностранных инвестиций»,— заверил аудиторию г-н Савченко.


Ради достижения высоких целей НБУ оставил idea fix о борьбе со спекулятивным капиталом и поставил перед собой задачу либерализации экспорта/импорта капитала. «Если мы не обеспечим свободный вход и выход инвесторов, никто сюда реальные деньги не вложит»,— патетично заявил банкир. Чиновник пообещал, что НБУ «отойдет от большего количества лицензий и перейдет к рыночным «разрешительным» механизмам экспорта/импорта капитала уже в первой половине следующего года. Речь идет о краткосрочных кредитах, лизинговых операциях».


Лояльность Нацбанка к перемещениям капитала Александр Савченко объяснил своеобразно. «Наша машина была 15 лет настроена на закручивание гаек. Теперь повернуть ее назад очень сложно. Мы планируем либерализовать наличный валютный рынок, мы начали разрабатывать концепцию развития капитальных инвестиций. Это очень непростая работа. Собираемся проводить либерализацию инструментов валютной политики. У нас проблема налогообложения покупки валюты. Мы ведем работу с Пенсионным фондом, чтобы не облагать операции банков, которые совершают операции в рамках открытой валютной позиции. Это будет развивать валютный рынок»,— подытожил чиновник свое выступление и покинул зал…».


И сделал это зря, потому что не услышал той критики, которую обрушил на действия НБУ экс-глава департамента валютного регулирования Нацбанка Сергей Яременко. «Валютный рынок не является тормозом для инвестиций»,— возразил в спину Александру Савченко Сергей Яременко. «Либерализация валютного рынка — это непоследовательная суматоха, как и по филиалам иностранных банков. Должно быть так: филиалы могут работать, но без привлечения депозитов и ведения расчетно-кассового обслуживание предприятий. Вот вам и приток валюты в страну. На валютном рынке нечего «либерализировать». Нужно работать над решением макроэкономических проблем, развивать прозрачный фондовый рынок»,— заявил Сергей Александрович и перешел к «разбору» проблем макроэкономики. По его словам, реальные показатели монетизации экономики и прироста денежных агрегатов сейчас находятся на уровне 15-22% (По данным Нацбанка, прирост монетизации и агрегатов в экономике сейчас 35-37%.— Авт.).


Платежеспособность населения растет, а нынешняя монетарная политика НБУ снижает предложение денег в экономике. По мнению Сергея Яременко, эта ситуация может привести к невозможности исполнения бюджета и обязательно закладывает объективные условия для роста цен в будущем году. «Мы постепенно сползаем  к снижению прироста ВВП. В следующем году мы уже можем иметь отрицательную динамику»,— дал пессимистическую оценку ситуации в стране г-н Яременко. Но найти выход можно. По его словам, «стране все равно как жить — с 11%-ной или 13%-ной инфляцией». Но если правительство поставит перед собой цель удержать уровень инфляции в пределах 11%, ужесточив монетарную политику, это будет иметь негативные последствия — экономика недополучит значительное количество ресурсов. Позволив же инфляции «дорасти» до 13% (а значит, не ужимать денежную массу), правительство даст возможность стране развить экономическую активность и заложить фундамент для роста экономики в будущем году.

dubinskiy