Своим опытом организации цивилизованного фондового рынка с украинскими коллегами вчера делились представители Польской комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Варшавской фондовой биржи. Надо признать, что очень многим отечественным госструктурам было бы полезно поприсутствовать на семинаре.
Поучиться у поляков действительно есть чему. Сегодня, по словам Лидии Адамска, директора отдела стратегического планирования Варшавской фондовой биржи (ВФБ), капитализация рынка акций, котирующихся на ВФБ, составляет EUR66 млрд. А среднедневной оборот — EUR166 млн. Если сравнить с объемами украинского рынка, хочется плакать: объем сделок на ПФТС (крупнейшей украинской площадки) в 2005 г. составил около 15 млрд. грн. (около EUR2,5 млрд.). В Варшаве эти деньги «поднимают» менее чем за месяц. По словам Станислава Тиля, советника главы Комиссии по ценным бумагам и биржам Польши, польский фондовый рынок изначально был создан административными методами. «На протяжении 1990-1991 гг. в минфине и министерстве по реформам собственности проходили необходимые консультации. В марте 1991 г. был принят Закон «О публичном обороте ценных бумаг и доверительных фондов», и уже в апреле 1991 г. состоялись первые биржевые торги по ценным бумагам пяти эмитентов»,— отметил г-н Тиль. У нас же только сейчас Виктором Ющенко, Президентом Украины, был подписан указ, направленный на развитие фондового рынка. И то далеко не совершенный… Недовольных этим указом очень много и в самых разных ведомствах. В перерыве автору довелось пообщаться с представителем ФГИ Украины. По его словам, в среду, 7 декабря в ФГИ состоялось заседание, посвященное продаже госпакетов акций на организованном фондовом рынке, где прозвучали очень забавные вещи по поводу президентского указа. «Я не знаю, кто подсовывает Президенту такие указы, но расхлебывать мы это будем еще очень долго. Этот указ полностью противоречит документу, подписанному между ФГИ и ГКЦБФР. Здесь просто подменили понятия: вместо «организаторов торговли» появилось понятие «фондовые биржи». Тем самым, ПФТС просто «отодвинули». А представитель одной из бирж очень настойчиво требовал, чтобы мы отдали 1,74% пакет «Криворожстали» для продажи его на бирже»,— отметил представитель ФГИ. Вот таковы реалии конкурентной борьбы…
По словам г-на Тиля, еще одним условием создания конкурентного рынка была централизация торгов на одной торговой площадке. «Но с 24 октября 2005 г. правительство Польши своим решением аннулировало это положение»,— отметил г-н Тиль. И сразу вспоминаются «гонения» госструктур на ПФТС и попытки притеснить единственную нормальную площадку. По словам г-жи Адамска, в будущем на европейском фондовом рынке будет две-три панъевропейских биржевых структур и значительно уменьшится количество самостоятельных местных бирж. «Маловероятно, что будет одна биржа — это противоречит конкурентной политике Еврокомиссии, но консолидация будет»,— отметила г-жа Адамска. По ее словам, также изменится статус бирж. «Биржи перестанут быть неприбыльными организациями, перейдут к форме публичных обществ и проведут диверсификацию своей деятельности. К этому их будет подталкивать конкуренция»,— отметил г-жа Адамска. Сейчас, по ее словам, польским министерством финансов разработана стратегия развития польского рынка капитала Warsaw City 2010, которая предусматривает приватизацию ВФБ и Нацдепозитария Польши. «Это еще один шаг по привлечению на ВФБ иностранного капитала»,— отметила директор отдела стратегического планирования ВФБ. Хотя полякам и так грех жаловаться. Сейчас 84% операций с акциями на ВФБ осуществляют инвесторы из-за рубежа. Из них 76% осуществляют инвесторы из Великобритании. Стратегический план ВФБ, по словам Ришарда Чернявски, вице-президента ВФБ, предусматривает, что биржа станет крупнейшей в Центрально-Восточной Европе, и капитализация эмитентов, котирующихся на бирже, достигнет 50% польского ВВП. Планы амбициозные, но, тем не менее, поляки к ним успешно продвигаются.
Что интересно, эмитент, решивший котировать свои ценные бумаги в листинге ВФБ, по словам Януша Соханьски, руководителя отдела эмитентов ВФБ, автоматически получит допуск к фондовым рынкам всех 25 стран ЕС на основании единого эмиссионного проспекта. Ау, эмитенты из Украины! Зачем вам Лондон?
Есть чем похвастаться полякам и на рынке операций с госдолгом. Институт первичных дилеров, о котором так давно мечтает украинский Минфин, в Польше успешно работает с января 1996 г. Маркет-мейкерами на рынке госдолга в Польше, по словам Анеты Вольска, сотрудника отдела продаж MTS CeTO (рынок долговых ценных бумаг.— Авт.) работают 13 местных банков и пять иностранных. А у нас про это только говорят и ничего не делают…