Финансы

КУА накажут за переманивание специалистов

Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) утвердила изменения в этический кодекс Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса

Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) утвердила изменения в этический кодекс Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ). Они предусматривают ужесточение ответственности компаний по управлению активами (КУА) за переманивание специалистов.

«Кадровая проблема сейчас очень острая на рынке. Рост количества компаний вызвал ажиотажный спрос на сертифицированных специалистов с опытом работы. Нередко их просто перекупали. А у компании, из которой специалист ушел, возникали проблемы»,— отметила и.о. генерального директора УАИБ Ольга Трипольская.

Существует законодательное требование о наличии в КУА минимум трех сертифицированных специалистов. Внезапный уход специалистов грозит лишением лицензии. «Если вы за два месяца не успеваете восполнить пробел, у вас возникают проблемы с регулятором, потому что вы не выполняете лицензионные условия. Поэтому мы ввели в кодекс специальный раздел, регулирующий отношения компаний в этой сфере. Если вы хотите забрать кого-то, то хотя бы согласуйте с предыдущим работодателем процедуру перехода»,— отметила Трипольская.

В УАИБ признают, что проблема существует объективно. В Украине за короткий срок возникли и работают почти четыре сотни КУА. На всех специалистов не хватает.

«Ситуация с переманиванием специалистов конкурентами актуальна для каждой КУА. Мне с такими предложениями звонят каждый месяц»,— рассказал управляющий директор КУА «Драгон Эсет Менеджмент» Андрей Золотухин.

По его словам, в основном конкуренты интересуются руководителями и топ-менеджментом компаний, которые могли бы возглавить новый бизнес. Также интересные предложения получают ключевые специалисты КУА. Это управляющие портфелем, а также специалисты по продажам и сопровождению сделок.

«Переманивают, как правило, профессионалов, которые лично влияют на бизнес и позицию компании на рынке. В данной сфере очень велико влияние отдельного человека на развитие и стратегию компании. Это люди, которые знают и понимают суть данного бизнеса: создание, развитие и стратегию продвижения. Директора, финансовые консультанты, портфельные управляющие, специалисты бэк-офиса»,— перечислила директор по персоналу инвестиционной группы «АРТ-Капитал» Ольга Скопюк.

Она видит не только проблему в миграции специалистов. По мнению эксперта, для специалиста переход — способ оценить себя и возможность найти компанию получше, если его что-то не устраивает. Основную причину миграции она считает неудовлетворение уровнем заработной платы и компенсационным пакетом. Также сильным фактором она считает все то, что называют нематериальной мотивацией,— зону ответственности, уровень доверия руководства, полномочия, возможность влиять на результат, знание собственной ценности, возможности обучения и профессионального роста. Поэтому решить проблему можно только развивая мотивационную культуру внутри компании.

«Как правило, людьми в первую очередь движет размер денежного вознаграждения. Также важно продвижение по карьерной лестнице, работа в компании с известным именем и высокой деловой репутацией. Решить проблему можно построением правильной и адекватной рынку системы мотивации персонала»,— считает господин Золотухин.

В УАИБ учли эти нюансы. «Понятно, что никого нельзя заставить работать там, где он не хочет работать. Безусловно, миграция рабочей силы будет. Поэтому никто не говорит о том, что требования касаются специалиста. Это отношения между компаниями по принципу «не навреди». Никто не заинтересован в том, чтобы какая-то КУА обвалилась просто потому, что у нее уменьшилась критическая масса специалистов»,— объяснил глава совета УАИБ Дмитрий Леонов.

Согласно КЗоТу, признают в УАИБ, уходящего специалиста нельзя остановить. В нынешнем законодательстве нет нормативного документа, который мог бы запретить переманивание. Поэтому УАИБ решила утвердить ответственность на уровне собственного этического кодекса. Дисциплинарный комитет ассоциации имеет полномочия исключить любую КУА из состава участников. Если в течение трех месяцев та не восстановит членство в УАИБ, у нее отнимут лицензию на право управления активами.

Дмитрий Леонов уточнил, что далеко не все ситуации с переходом специалистов будут рассматриваться дисциплинарным комитетом. В частности, если после ухода специалиста КУА не может восстановить технологию или сильно теряет в качестве работы, это ее просчет в управлении.

«Другое дело, когда в результате подобных действий КУА была поставлена на грань лишения лицензии. Когда ее вычистили по сертифицированному персоналу. Специально или не специально. Может быть, убирали конкурента таким образом»,— привел пример господин Леонов.

«В наших документах не прописано, что за такое нарушение будет такая санкция. Нужно рассматривать каждый конкретный случай. Если одна компания пожалуется на другую в дисциплинарный комитет, и заявит, что из-за переманивания она понесла ущерб, это дело будет рассматривать дисциплинарный комитет, разговаривать с руководителями компаний и выяснять, что и почему»,— пояснила госпожа Трипольская.

lyamets