Финансы

Что и требовалось доказать

Вчера Европейский центральный банк последовал, наконец, примеру ФРС и Банка Англии и повысил ставку рефинансирования — с 2% до 2,5%. Тем самым ЕЦБ напомнил, что основной его задачей является сдерживание инфляции. Для Украины это повышение означает удорожание импорта из ЕС и внешних займов, но вместе с тем и повышение конкурентоспособности нашего экспорта на европейских рынках.


 


Напомним, что Федеральный резерв США и Банк Англии, подогреваемые подорожанием нефти, еще в 2004-м начали кампанию по повышению ставок, тогда как Европейский центральный банк уже больше двух лет не менял денежную политику. Сейчас базовая ставка рефинансирования ЕЦБ составляет 2% (это минимальное значение с 1948 г.), а последний раз она повышалась пять лет назад. Причем до 2004 г. монетарная политика этих центральных банков была не то чтобы согласованной, но схожей. Потом их дороги разошлись.


Однако дорожающая нефть и довольно сильное увеличение количества денег в обращении сделали свое дело. В сентябре годовая инфляция в еврозоне составила 2,6%, в октябре — 2,5%. То есть намного больше целевого показателя инфляции в 2% и самой ставки рефинансирования. С учетом этого, осенью многие экономисты прогнозировали, что ЕЦБ последует, наконец, примеру своих американских и британских коллег. Но европейский центробанк дважды не оправдывал эти прогнозы (см. «ЭИ» №249, 265). Дело в том, что он принимает решение не простым большинством, а только с согласия всех членов управляющего совета. Однако терминология главы ЕЦБ Жан-Клода Трише, используемая в ходе выступлений, постепенно ожесточалась. Все ждали лишь признаков восстановления экономического роста, которые позволили бы регулятору начать бороться с инфляцией «не словом, а делом», и при этом не навредить экономике. И дождались: рост ВВП еврозоны в III квартале составил 2,4%, тогда как ЕЦБ ожидал не более 2%.


Все точки над «i» расставил 18 ноября сам Жан-Клод Трише, заявив, что «cовет готов принять решение о небольшом изменении процентной ставки.., чтобы принять во внимание риски для ценовой стабильности». В переводе на человеческий язык это значило, что 1 декабря ЕЦБ повысит ставку рефинансирования на 0,25%. Так и получилось: новая ставка вступит в силу 6 декабря. Это, конечно, не предел, но особо усердствовать с дальнейшим повышением регулятор не будет, дал понять г-н Трише. По прогнозам аналитиков Morgan Stanley, в июне 2006 г. ставку доведут до 2,75%, к концу года — до 3%.


Впрочем, повышение ставки не станет панацеей для решения всех проблем еврозоны, поскольку они усугублены региональными различиями. Так, в 2004 г. экономика Португалии выросла лишь на 1%, тогда как ВВП Ирландии — на 5%. Похожим образом обстоят дела и с инфляцией: в октябре она составила 0,5% в Швеции и 7,7% в Латвии. Иными словами, единая ставка слишком высока для медленнорастущих и неинфляционных экономик и чересчур низка для быстрорастущих и инфляционных. Да и сама инфляция все больше определяется глобальными, а не местными факторами, утверждает старший экономист Morgan Stanley Стивен Роуч. Например, довольно сильно сбивает рост цен по всему миру Китай — одновременно дешевой рабочей силой и дешевыми товарами. Но при этом он потребляет уйму сырья (особенно нефти), чем взвинчивает на него цены.


Украину повышение ставки ЕЦБ зацепит трояко. Прямое влияние — некоторое повышение стоимости внешних заимствований. Напомним, что примерно 15-25% объема эмиссий украинских еврооблигаций выкупают инвесторы еврозоны. Косвенное же влияние повышение ставки окажет через курс. Евро укрепится, что, с одной стороны, улучшит позиции украинского экспорта на европейских рынках, с другой — удорожит импорт из Европы. Учитывая, что объемы экспорта и импорта сопоставимы, выгоды и издержки будут сбалансированы, просто они будут распределены между разными субъектами.

goryunov