Финансы

…Нормально, Константин

Вчера в редакцию «ЭИ» попал список 26-ти будущих дочерних предприятий в форме ООО, созданных  на базе производственных мощностей сумского НПО им. Фрунзе, принадлежащего российскому бизнесмену Константину Григоришину. Контролировать эти предприятия будет материнская компания. Реструктуризацию планируют растянуть на 10-15 лет. Поначалу ходили слухи, что новосозданные хозобщества возьмут в аренду непрофильные активы. Но смеем предположить, что таким образом г-н Григоришин решил обезопасить свои машиностроительные активы.


 


Всю прошлую неделю рынок будоражили слухи о том, что принятые на собрании акционеров решения о создании на базе НПО им. Фрунзе дочерних предприятий свидетельствуют о возможном выводе активов предприятия. Подтверждения информации не было. А один из сотрудников предприятия на прошлой неделе очень долго убеждал корреспондента «ЭИ», что 26 создаваемых хозобществ возьмут в аренду активы, незадействованные в производственном цикле. В частности, предполагалось, что в течение 10 лет НПО им. Фрунзе должно было полностью избавиться от социальной сферы, а также строительных и ремонтных производств. В принципе, подобные оптимизационные процессы на постсоветском пространстве весьма распространены. Обычно они реализуются по сценарию продажи или передачи имущества на баланс местным властям, особенно это касается убыточных объектов, например, социальной сферы. (В свое время Константин Григоришин таким образом оптимизировал свое предприятие «Запорожтрансформатор» — за несколько лет предприятие полностью избавилось почти от всех объектов социальной сферы.— Авт.).


Но как оказалось, информация о выводе непрофильных активов НПО им. Фрунзе не совсем соответствовала действительности. Судя по тексту решения внеочередного общего собрания акционеров НПО, в числе прочих «ОООшек» будут созданы следующие предприятия: «Фрунзе-Кислород», «-Машиностроитель», «-Насосы», «-Компрессоры»,
«-Химмаш» и т.д. За это решение проголосовало 99,9% акционеров, принявших участие в собрании.


На наш взгляд, в случае с активами НПО им. Фрунзе выбран сценарий, который теоретически позволяет материнской компании сохранять контроль над передающимся в аренду имуществом. На базе всех производственных цехов будет создано ООО, в котором доля НПО им. Фрунзе будет составлять 99,99%. Но есть одна «заковырка». Так как «дочурки» создаются с участием частных соучредителей, в любое время доли НПО им. Фрунзе в них совершенно бесшумно могут быть проданы. А если договоры аренды заключаются с правом выкупа, в дальнейшем может быть реализована простая и эффективная модель отчуждения имущества. Что, кстати в свое время произошло с имуществом украинского концерна «Металлургия», принадлежащего г-ну Григоришину. Выяснить у г-на Григоришина, с какой целью затеяна масштабная реструктуризация предприятия, не удалось. Разговаривать с корреспондентом «ЭИ» он отказался, сославшись на занятость. По словам Ольги Панькив, аналитика ИК Concorde Capital, у предприятия могут возникнуть сложности с преждевременным возвратом переданного в аренду имущества, если арендатор будет не согласен с этим решением. «Поскольку в украинском законодательстве длительная аренда почти равна праву собственности»,— считает г-жа Панькив.


Интересно, что результаты собрания на НПО им. Фрунзе никак не отразились на котировках предприятия в ПФТС. «Пока никак не отразились…»,— грустно пошутил один из аналитиков. Но зато объемы сделок по бумагам «фрунзенцев» в течение 10 дней составили 2,1 млн. грн. — инвесткомпании активно избавлялись от акций предприятия, от которого, похоже, скоро останется только «оболочка» под славным названием НПО им. Фрунзе.


НПО им. Фрунзе выпускает оборудование для нефтяной, газовой и химической промышленности. 25% акций принадлежит TecLine Invest, 23,3% Torberg Beteililungen AG, 12,7% Energy Standard Group, 8,9% Hambay Trading Corp. (все компании подконтрольны г-ну Григоришину); 9,8% — Ogres Commertcbanka (Латвия). 70% продукции НПО потребляет российский Газпром.

zaytsev