Финансы

Совместный рост

Вчера Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса отчиталась в успехах институтов совместного инвестирования. Успехи впечатляют: с начала года ГКЦБФР зарегистрировала эмиссии инвестфондов на 20 млрд. грн. В следующем году представители ассоциации ожидают не меньших цифр: инвесторы оценили удобство инвестирования через ИСИ. Главным «хитом» было и остается строительство.




Общий объем зарегистрированных эмиссий ценных бумаг ИСИ на конец октября составил почти 24 млрд. грн. Это при том, что 2004 г. рынок закончил с показателем около 4 млрд. грн. Правда, реально размещено не более 10-15% объема заявленных эмиссий: инвестфонд может размещать свои бумаги многие месяцы, так и не разместив. Тем не менее, по мнению исполнительного директора УАИБ Евгения Григоренко, даже 2-3 млрд. грн. позволяют говорить о том, что ИСИ становятся реальными конкурентами банковским депозитам.


Более 90% рынка занимают венчурные инвестфонды. Основным направлением их работы в этом году было строительство (около 35% вложений). Помимо строительства, фонды облюбовали металлургию, сельское хозяйство и финансовые услуги. Проекты в этих сферах, по данным директора по вопросам прямого и венчурного инвестирования УАИБ Елены Барбаровой, имеют около 50% компаний. В «классический» венчур — инновационные проекты — наши фонды не идут. Хотя, по словам директора по управлению активами КУА «ТЕКТ» Виктора Федорова, некоторые фонды «реально инвестируют привлеченные деньги в проекты, связанные с новыми технологиями и новыми рынками, но по каким-то причинам они свою деятельность не афишируют». Но при этом, отмечает фондовик, «часть венчуров используется для проведения крупных спекуляций на рынке ЦБ и рейдерских операций (т.е. для операций, после завершения которых нет необходимости изымать деньги)». Говорить о «качественных» результатах работы венчурных фондов еще нельзя: отчетность сдается раз в год, а первые плановые закрытия произойдут только через два года.


Институтов совместного инвестирования, рассчитанных и на инвесторов-физлиц, намного меньше, чем венчурных. Хотя в этом году появилось около 10 новых паевых инвестфондов, которые потенциально могут привлекать деньги населения. «Я думаю, что через несколько лет можно будет разрешить физлицам работать с венчурными фондами. В России это уже сделано, и никаких скандалов на этой почве еще не произошло, — говорит г-н Григоренко. — Но у нас не проводится практически никакой разъяснительной работы среди населения, люди не понимают, что это такое». И это несмотря на то, что большинство из 37 фондов, которые сейчас могут работать «с людьми», показывают доходность более высокую, чем банковские депозиты. Правда, о доходности фондов, созданных во время приватизации, такого не скажешь. Но и в этом секторе скандалов тоже пока не произошло. Г-н Григоренко сообщил, что позавчера ГКЦБФР приняла решение ликвидировать инвестфонд «Фондовые инвестиции», у которого были некоторые проблемы с активами: их бы не хватило для расчетов с вкладчиками. По словам начальника управления совместного инвестирования ГКЦБФР Евгения Иванова, «было произведено наполнение фонда. Структура (управляющая компания. — Авт.) добавила активы, благодаря чему стоимость должна покрыть номинал сертификатов».


Что же касается перспектив рынка, то, как считает Евгений Григоренко, бум на ИСИ продолжится как минимум в 2006 г. Причем прогнозы были бы еще более радужными, если бы не дефицит инструментов для вложений и отсутствие законодательной защиты прав миноритарных акционеров (сегодня парламент должен рассмотреть законопроект на эту тему, но вероятность его принятия невысока. — Ред.). Еще одной проблемой для ИСИ исполнительный директор ассоциации назвал отсутствие возможности реально оценить стоимость ценной бумаги: «Все понимают и говорят, что нужно что-то делать с организованным рынком. Биржи у нас создаются как карманный инструмент для манипулирования ценой».

kulinich