Финансы

Приватная распродажа

Как стало известно «ЭИ», в настоящее время днепропетровская группа активно ищет покупателей на три предприятия — «Баглейкокс», ГОК «Сухая Балка» и «ДнепрАзот». Возможными покупателями двух первых могут выступить ММК им. Ильича и «Запорожсталь», постоянно испытывающие проблемы с коксом и рудой. Взамен днепропетровцами оговаривается покупка «Алтайкокса» у структур российского олигарха Искандера Махмудова.

Коксующийся размен


 


Сегодня группе «Приват» принадлежит три коксохимических завода — ОАО «Баглейкокс»,  Днепродзержинский КХЗ и ОАО «Днепрококс» — производящие 14% кокса в Украине. Имея всего один меткомбинат — Днепропетровский им. Петровского, такие коксохимические мощности группе просто не нужны. По словам источника, близкого к руководству днепропетровской бизнес-группы, сейчас «Баглейкокс» выставлен на продажу. Учитывая то, что все коксохимы группы работают на давальческом российском сырье, шаг вполне логичный. Только в сентябре «баглеевка» по сравнению с августом снизила производство на треть, до 60 тыс. т, а за девять месяцев на 10%,  до 672 тыс. т. И это при том, что полная мощность коксохима при работе всех восьми батарей составляет 3,692 млн. т ежегодно.


Кроме того, «Баглейкокс» и Днепродзержинский коксохимзавод потребляют до 70% российского угля, поставляемого в Украину. По словам источника, «приватовцы» предложили купить предприятие владельцам ММК им. Ильича. Вероятным покупателем может выступить и «Запорожсталь», которой не всегда удается купить необходимое для бесперебойной работы количество кокса. Дело дошло до смешного — комбинат вынужден был приобрести 34 тыс. т (приблизительно недельная потребность) в США. Но если трансокеанские поставки — это все-таки экзотика, то «эксперимент» с поставкой кокса российскими коксохимами (Алтайским и Кемеровским) проводился без всяких шуток.


Аналогичные проблемы с поставками кокса и у меткомбината им. Ильича. Чтобы их минимизировать, комбинат заключил в прошлом году контракт на импорт из России 1,2 млн. т кокса. Покупал он их на Алтайском коксохимзаводе, принадлежащем Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Искандера Махмудова…  Интересно будет с ценой. Владимир Бойко, председатель правления ММК им. Ильича, уже давно приценивается к «Баглейкоксу». В последний раз о своих намерениях купить Баглеевский или Ясиновский коксохимы «ильичевцы» заявляли в августе сего года. «Если не получится купить, будем строить свой. За $350 млн. можно построить завод мощностью около 1,6 млн. т кокса в год», — отметил тогда г-н Бойко.
Украинские эксперты оценивают предприятие максимум в $100 млн. По словам Александра Сандула, аналитика Foyil Securities, справедливая цена «Баглейкокса» составляет $52 млн. «На фондовом рынке капитализация компании сегодня составляет $62 млн. Но на наш взгляд, сейчас акции переоценены», — считает г-н Сандул.


Но есть один нюанс. Коксующийся уголь на «Баглейкокс» завозят с предприятий «Прокопьевскугля» и «Алтайкокса». Одно время «Привату» даже предлагали там построить «под себя» батарею. Днепропетровцы отказались… Но сейчас Искандер Махмудов выставил оба актива на продажу. Оценочная стоимость обоих предприятий — $1,1-1,2 млрд. По словам источника в УГМК, «Привату» поступило предложение о покупке. Дело в том, что Игорь Коломойский, совладелец «Привата», является партнером г-на Махудова — они ведут скоординированную сбытовую политику в части продажи кокса, в том числе по экспортным договорам. Впрочем, как рассказал Вадим Шульман, российский партнер «Привата», группу интересует только «Алтайкокс», в покупке «Прокопьевскугля» ее владельцы не заинтересованы.


Учитывая, что в «тяжелые» времена и «Запорожсталь» и МММ им. Ильича покупают кокс на «Алтае», цена продажи «Баглейкокса» может оказаться гораздо больше, чем $100 млн… 

Слишком много ГОКов


 


По словам источника «ЭИ», по аналогичной причине (избыток мощностей по добыче руды) группа намерена расстаться в ближайшем будущем с ОАО «Сухая Балка». На сегодняшний день, структуры группы «Приват» контролируют львиную долю (около 70%) подземной добычи руды. Возможными покупателями могут выступить все те же ММК им. Ильича, «Запорожсталь» и ИСД. ИСД, контролируя Алчевский (АМК) и Днепровский им. Дзержинского меткомбинаты (ДМК), а также венгерский Dunaffer, во времена «укррудпромовской» приватизации остался без своей руды. Та же проблема у «ильичевчев». У «запорожцев» вроде как есть «полусвой» Запорожский железорудный комбинат, но там тоже иногда возникают конкретные разногласия в вопросах ценовой политики.


От безысходности все три потенциальных покупателя строят планы по строительству «своего» ГОКа. С этой целью в апреле 2004 г. в Приазовском районе Запорожской области было зарегистрировано АО «Приазовский горно-обогатительный комбинат». Интересно, что партнером ММК им. Ильича в этом проекте будет ОАО «Запорожсталь». А ИСД совместно с теми же «запорожцами» хочет разрабатывать еще одно месторождение в Приазовском районе — Гуляйпольское. Проекта оцениваются приблизительно в $600 млн. каждый. Так что «битва» за «Сухую Балку» будет еще та, если, конечно, «днепропетровцы» не передумают и не поднимут цену в несколько раз (украинские аналитики оценивают комбинат примерно в $125 млн.). Правда, всем потенциальным покупателям «Сухой Балки» надо помнить, что у нее и КЖРК (еще одного комбината контролируемого «Приватом») — общие гидротехнические сооружения. И постараться сделать так, чтобы не было «войны» на водоотливе.

Азотный сплав


 


Если от «Баглейкокса» и «Сухой Балки» «днепропетровцы» избавляются по производственной необходимости, то в случае с «ДнепрАзотом» все гораздо прозаичнее — препятствием для дальнейшего развития компании может стать цена на газ. По словам представителя бизнес-группы, если цена на газ будет поднята, то предприятие придется перестраивать или создавать новое. По словам Игоря Мирошниченко, аналитика химического сектора Foyil Securities, сегодня рыночная капитализация «Днепр­Азота» составляет 1,3 млрд. грн. ($260 млн.), а «справедливая цена» находится в пределах 1,5-1,9 млрд. грн. ($300-380 млн.).


Кто выступит возможным покупателем предприятия пока неизвестно. Интересно другое. Когда появилась информация о том, что «приватовцы» рассматривают возможность продажи «ДнепрАзота», один из инвесторов поставил сей факт под сомнение, высказавшись в том духе, что на комбинате у «днепропетровцев» очень серьезные партнеры. И без их участия продать предприятие не удастся.


С сентября прошлого года представители «ДнепрАзота», сконцентрировав 20% пакет акций, вошли в совет директоров ОАО «Азот» (г. Березники, Россия). По словам Сергея Макарова, первого заместителя гендиректора «Азота», усилиями основных акционеров создана управляющая компания — ЗАО «Уралхиминвест», которая объединила активы «ДнепрАзота» и березниковского комбината. При этом, по его словам, две группы акционеров заключили договор, согласно которому в случае выхода из проекта одного владельца преимущественное право выкупа его активов имеет партнер по альянсу.


Основными акционерами «березниковцев», кроме «приватовцев» являются топ-менеджмент и структуры «Межрегионгаза» — компании, подконтрольной «Газпрому». В этом случае на обоих предприятиях очень возможно внедрение «толлинга»: «Газпром» поставляет сырье (то бишь газ) для производства, а потом забирает готовую продукцию — азотные удобрения, самостоятельно устанавливая на них цену и самостоятельно распоряжаясь ими.

zaytsev