Финансы

Сначала реформы, потом деньги: когда Украина получит кредит от МВФ

После длительного перерыва миссия Международного валютного фонда (МВФ) вернулась в Украину, правда дистанционно. Руководство страны надеется продлить хотя бы на полгода текущую кредитную программу stand-by, срок действия которой завершается в уже декабре. В свою очередь вопрос о выплате кредитных средств традиционно упирается в проблему проведения конкретных реформ.

«Экономические новости» разбирались, насколько справилась Украина со своим «домашним заданием» и когда можно ожидать новый транш от международного кредитора.

Пауза затянулась

История отношений Украины и Международного валютного фонда (МВФ) достаточно сложная. Действующая программа по стабилизационному кредиту на общую сумму около 5 млрд долл. была утверждена в июне 2020 года. Киев сразу же получил первый транш – около 2,1 млрд долл. Тогда Киев согласился выполнить ряд условий. Во-первых, был принят закон о реприватизации банков («антиколомойский» закон). Во-вторых, разрешили продавать землю. Интересно, что текст Меморандума о сотрудничестве с МВФ на официальных ресурсах не публиковался, документ обнародовали СМИ. Согласно документу, Украина, среди прочего, обещала повысить пенсионный возраст, закрыть «лишние» школы, продолжить медицинскую реформу, отменить ограничения на повышение коммунальных тарифов для населения. После выделения первого транша было запланировано четыре пересмотра программы и выделения еще нескольких. Однако определенный график был нарушен, а финансирование – приостановлено поскольку стороны не могли найти общий язык по вопросам реформ.

Коррупция под контролем

Проблем в отношениях МВФ и Украины несколько. Одна из них — неоднозначное положение антикоррупционных структур. Кредиторы после 2014 года настояли на выстраивании в Украине антикоррупционной вертикали, где руководители соответствующих ведомств назначаются по согласованию с международными структурами. В августе и сентябре прошлого года Конституционный суд Украины (КСУ) принял ряд решений о Национальном антикоррупционном бюро (НАБУ). В частности, признал, что предыдущий президент Петр Порошенко превысил полномочия, когда своим указом назначил главой НАБУ Артема Сытника. Чиновник, правда, решение КСУ проигнорировал и продолжил исполнять обязанности. Но и Конституционный суд на этом не остановился. В начале ноября он урезал полномочия Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). В частности, запретил НАПК проверять электронные декларации чиновников. Частичный демонтаж антикоррупционной инфраструктуры вызвал негативную реакцию со стороны западных партнеров. Категорически против постановлений КСУ выступил и президент Владимир Зеленский, обвинив судебный орган в попытке «узурпации власти». Ситуацию удалось немного сгладить, когда 4 декабря 2020 года ВР вернула ответственность за ложь в декларациях, повысив порог ответственности и заменив лишение свободы ее ограничением в качестве максимального наказания. Между тем, не в пользу Украины может сыграть блокировка конкурса на главу Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), который идет до сих пор. Маркером успешности реформ точно станет еще один конкурс – уже на главу НАБУ.

Судебная реформа затормозилась

Особое внимание международных кредиторов приковано к темпам продвижения судебной реформы в Украине. Весной ВР занималась законопроектом о возобновлении полноценной работы Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), которая ответственна за формирование всего судейского корпуса. Предполагалось создание Этического совета, который должен был вначале проверять на добропорядочность всех кандидатов в состав ВККС. Этот совет, по идее, должен состоять из шести членов: троих назначают международные эксперты, еще троих – Совет судей Украины. На этой неделе СМИ сообщили, что Совет судей не смог назначить членов Этической комиссии, чем снова затормозил проведение всей судебной реформы.

«Судебная мафия очень боится очистки ВРП, потому что точно знает, что это начало конца коррумпированной системы – их конца», – отметил председатель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин, комментируя провал голосования по Этической комиссии, отметив, что таким образом Совет судей «заблокировал основную часть судебной реформы – очищение Высшего совета правосудия».

Между тем, по мнению политического эксперта Руслана Бортника, одна из главных проблем реформирования судебной системы в Украине является ее недофинансирование. «Судебная система в расчете на количество граждан в Украине финансируется в 8-10 раз ниже, чем в среднем по Европе, и в 26 раз ниже по сравнению со странами ЕС. То есть в системе множество проблем и мне кажется, что именно из них должна стартовать полноценная реформа», – отметил политолог. При этом, по его мнению, судебная система не должна ставать заложником торгов между украинской властью и Западом. «Судебную систему нельзя продавать или тем более менять на кредиты. Это не только антиконституционно, не только преступление, это еще и неэффективно, нецелесообразно, несет огромный ущерб не только суверенитету нашей страны, но и богатству наших граждан, возможности развиваться нашей стране», – напомнил он. Бортник признает, что судебная система находится в кризисе и ей нужны перемены. В то же время он считает, что украинским судам нужны совсем не те реформы, которые сейчас пытаются навязать извне.

«Нафтогаз» и Ко

Беспокойство у западных кредиторов вызывают и ситуация с управлением крупнейшими госкомпаниями. Настоящий скандал вызвало принятое в апреле решение об отставке председателя правления «Нафтогаза» Андрея Коболева и назначении на эту должность Юрия Витренко в обход решения наблюдательного совета. Для этого Кабмин с 28 апреля прекратил полномочия независимых членов набсовета, сменил главу компании, а затем переизбрал действующий состав набсовета «Нафтогаза» в том же составе, но уже с 30 апреля. Президент Владимир Зеленский в ходе пресс-конференции в мае пояснил: «У национальной компании «Нафтогаз» есть руководитель – правительство Украины. «Нафтогаз» должен наполнять бюджет согласно их планам работы. «Нафтогаз» показал убытки… Правительство приняло решение, как главный акционер «Нафтогаза», сменить руководство компании». Эту схему раскритиковали ЕС и крупнейшие кредиторы Украины, а Госдеп США обвинил Кабмин в манипулировании правилами и пренебрежении к системе корпоративного управления в госкомпаниях, создание которой было одним из условий сотрудничества с МВФ. Споры по данному поводу не завершены до сих пор.

Независимый НБУ

Немного получше положение вещей в отношении обеспечения независимости работы Нацбанка Украины (НБУ). Недавно ВР приняла в первом чтении четыре законопроекта, которые необходимы для исполнения Меморандума с МВФ: изменения касаются представления информации от НБУ к правительству и управления. В частности, проектом закона № 5850 предлагаются изменения в закон о НБУ. Ими хотят расширить квалификационные требования для руководства регулятора, а также уточнить полномочия и порядок работы правления и наблюдательного совета. Кроме того, законопроект уточняет инструментарий НБУ по управлению золотовалютным резервом и унифицирует в тексте закона термин «золотовалютный резерв». Для нивелирования рисков возможного давления на НБУ, предлагается исключить положения закона, обязывающие регулятор поддерживать экономическую политику правительства, если она не противоречит обеспечению стабильности гривны. Документ также устанавливает возможность для НБУ обеспечивать представительство интересов в заграничных юрисдикционных органах.

Законопроект № 5851 касается валютного регулирования НБУ. Им предлагается обязать банки обмениваться информацией о принадлежности счетов их клиентов к банковским счетам, открытых нерезидентам. Это поможет осуществлять валютный контроль за операциями. Порядок ведения и использования банками информационной системы устанавливается НБУ.

Законопроект № 5853 вносит изменения в Бюджетный кодекс относительно информации, которую регулятор подает Минфину для составления Бюджетной декларации. Предлагается, что НБУ до 1 марта ежегодно предоставляет властям информацию об ориентировочном прогнозе части прибыли, которая будет подлежать перечислению в госбюджет. Позже ВР приняла за основу еще один законопроект, 5852, который необходим для сотрудничества с МВФ. Он меняет закон о государственных закупках юридических услуг НБУ.

«Этими законопроектами завершается реформа первого уровня банковской системы. Они об институциональной независимости НБУ. И эта независимость – это не просто принцип, эта независимость направлена на реализацию осуществления конституционной функции НБУ», – комментирует документы председатель налогового комитета ВР Данил Гетманцев.

Бюджетный процесс

Еще один комплекс проблем связан с состоянием украинской экономики. 15 сентября, Кабмин утвердил проект Госбюджета на 2022 год и передал его в парламент. Документ предусматривает: рост экономики – 3,8%; инфляцию – 6,2%; курс доллара – 28,6 грн за долл.; дефицит – 3,5% ВВП. При этом повышение минимальной зарплаты в 2022 году будет только одно и всего на 200 грн.

По мнению директора Института социально-экономической трансформации Ильи Несходовского, смета на будущий год оказалась достаточно консервативной и довольно реалистичной, поэтому, скорее всего, не вызовет вопросов у МВФ. «Я так понимаю, правительство хочет получить деньги от МВФ, потому сейчас они не закладывают в бюджет никаких позиций, по которым у Фонда могут быть серьезные вопросы. Думаю, именно отсутствие сотрудничества с МВФ в течение практически полутора года и влияет на наш бюджет», – сказал эксперт. В качестве положительного момента он отметил то, что в бюджете-2022 не закладывается резкое увеличение расходов на силовые ведомства. Наоборот, МВД получил даже меньше, чем раньше. А на образование и здравоохранение средств выделили больше, но не настолько существенно, чтобы это серьезно отразилось на дефиците. «В то же время, неизвестно, какие будут результаты исполнения госбюджета за этот год. Сейчас есть перевыполнение, но за счет поступлений от налогов, которые связаны в основном с инфляцией и частично с борьбой с теневой экономикой. Но это не вопрос роста экономики в тех объемах, в которых она должна расти после сильного провала в 2020-м», – подчеркнул Несходовский.

По мнению бывшего премьер-министра Украины, президента УСПП Анатолия Кинаха, проект госбюджета на 2022 консервирует экономические проблемы и будет давить на предпринимательство, так как принципиально не отличается от предыдущих его версий. Документ значительно дефицитный (188 млрд гривен), не содержит конкретных программ поддержки предпринимательства, условий для притока инвестиций, а рост ВВП планируется на уровне 3,8%. Он обращает особое внимание на структуру доходов госбюджета, предусмотренного данным проектом. Наполнять казну будут благодаря приватизации (8 млрд), международным финансовым организациям (82,7млрд. грн), ОВГЗ (420 млрд грн) и др.

«Все эти источники являются сомнительными с точки зрения заложения основы для дальнейшего экономического развития. Приватизация, как видим, из года в год не приносит тех запланированных доходов, на которые рассчитывает правительство. Кроме того, без модернизации предприятий, первичной подготовки такая распродаж будет не в пользу Украины. Ведь есть риск спустить ценные предприятия за бесценок. Внешние и внутренние долги – займы в международных партнеров и облигации на внутреннем рынке – также консервируют ситуацию критической зависимости экономики от кредитов. ОВГЗ, к примеру, уже превращаются в финансовую пирамиду, ведь банкам выгоднее покупать облигации, чем кредитовать бизнес и предпринимателей», – сказал «ЭН» президент УСПП. По его словам, желание чиновников наполнить бюджет за счет предпринимательства очевиден из заложенных расчетов, один лишь налог на добавленную стоимость должен принести в 2022 году 564, 5 млрд. грн (+72,5 млрд. грн до 2021 года). Кроме того, продолжил Кинах, деловую общественность беспокоит позиция правительства относительно принятого Радой законопроекта №5600, которое должно принести бюджету около 30 млрд гривен, что значительно усиливает фискальное давление на предпринимательство, отменяет льготы и усиливает штрафы.

Когда ждать денег от МВФ?

В этот раз украинское руководство полно оптимизма и надеется все же заполучить транш от МВФ. «Ожидаем, что как только (эксперты миссии МВФ-ред.) закончат работу и смогут обработать переданные нами материалы в штаб-квартире в Вашингтоне, плюс две-три недели, после этого вопрос будет вынесен на совет директоров. Мы ожидаем, что мы получим $750 млн сразу после заседания совета директоров МВФ и ожидаем, что работа по этой программе будет продолжена, и мы до конца года сможем еще получить дополнительные деньги», – сообщил советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко. В целом переговоры с МВФ в ходе работы миссии фонда в Украине он назвал «достаточно эффективными». «С высокой долей вероятности программа находится на правильном треке. Мы считаем, что все обязательства, которые Украина брала на себя, мы выполнили, поэтому мы считаем, что быстро сможем получить деньги от МВФ по этой программе», – прогнозирует эксперт.

Отметим, деньги от МВФ позволяют легче пережить пиковые выплаты по госдолгу: до конца года Украине надо выплатить 258 млрд. грн. В правительстве выкрутились бы в любом случае, но ценой снижения международных резервов страны, что не особо хорошо для макростабильности и роста курса гривны. Важно понимать, что функционал у СДР крайне ограничен: их, например, нельзя использовать для поддержания стабильного курса и каких-либо действий, связанных с монетарной политикой. Поэтому наличие действительно ликвидных активов в резервах крайне важно. Чем больше резервы, тем НБУ проще делать интервенции на валютном рынке, а это значит, что не будет девальвации гривны. Кроме того, рост резервов может способствовать улучшению кредитного рейтинга страны, а это дает возможность занимать на международных рынках капитала под меньшую процентную ставку и на более комфортных условиях.

Напомним, ко Дню Независимости Украина уже получила от МВФ $2,7 млрд. безвозвратной помощи. Средства выделены в рамках программы поддержки мировой экономики после коронакризиса. Также вскоре ожидается поступление EUR600 млн 2-го транша макрофинпомощи от Евросоюза.

Ксенiя Лазоренко