Финансы

Пойдем копать «картошку»

Новые правила иностранного инвестирования, вступившие в силу 12 сентября, как и предсказывали «ЭИ» (см. №№224, 233), вызвали ожесточенное сопротивление нерезидентов. По мнению участников рынка, принятые регулятором документы содержат множество недоработок, из-за которых гривня стала неконвертируемой валютой. Внятных разъяснений от НБУ банкиры пока не дождались. Поэтому, по словам представителей «пострадавших» компаний, если в ближайшее время НБУ не наведет порядок, постановление №280 будет обжаловано в суде.




Последние три дня «ЭИ» переживали «стихийную атаку» нерезидентов. Сегодня, по словам звонивших в редакцию респондентов, фактически приостановились операции нерезидентов с украинскими ценными бумагами. Но это не самое печальное. Представители компаний жаловались, что «благодаря» постановлению №280 гривня фактически стала неконвертируемой валютой. По словам предправления Укрсоцбанка Бориса Тимонькина, наступила «патовая» ситуация. «Это, наверное, была какая-то многоходовая ситуация. Постановление так долго готовилось, что была потеряна цельность процесса. Если документ делается месяц — это нормально, а когда четыре — он расползается на части и получается неразбериха»,— отметил г-н Тимонькин.



Согласно постановлению №280, при обмене валюты для репатриации доходов от инвестиций нерезидент должен предоставить выписку уполномоченного банка о фактическом поступлении иностранной валюты в Украину. Сделать это в случаях, когда средства были заведены лет пять тому назад (а в большинстве случаев это так и было), фактически невозможно. Как отметил Глеб Шестаков, директор GFM Cossack Bond Company Ltd., получился своеобразный нонсенс: при вводе инвестиций документы не требовали, зато при выводе… это стало необходимым условием. Такая норма присутствовала и ранее, что было одной из причин оспаривания постановления №482 в судах различной инстанции. Теперь НБУ наступил на те же самые грабли. «Как это можно сделать, если некоторые документы невозможно восстановить по сроку давности. Я понимаю, что это сделано не по злому умыслу, а по безалаберности и безответственности, но все равно»,— возмущается г-н Шестаков.



Второй сюрприз от «либералистов» из НБУ — необходимость наличия у торговца ценными бумагами генеральной лицензии на осуществление операций с валютой. По словам г-на Тимонькина, если банки являются агентами валютного контроля, то торговцы — нет. «Нам уже нельзя, а торговцы не могут — у них нет лицензии. Я не знаю, зачем это делалось»,— удивляется банкир.



Пока НБУ кормит людей обещаниями скорых объяснений, банкиры переписываются с клиентами… Все эти телодвижения инвестиционной привлекательности стране не добавляют. Нерезиденты небесной манны ждать не собираются. По словам Глеба Шестакова, если в ближайшее время НБУ не предпримет никаких действий в отношении объяснений положения №280, его «торпедируют» через суд. «Если НБУ не разъяснит свою позицию, мне придется в суде оспаривать нормы положения. Прямая дорога в Печерский суд. Сейчас осень, и если НБУ не подталкивать, он, возможно, еще картошку копать поедет. А учитывая политическую ситуацию в стране, вообще можно очень долго ждать»,— иронизирует г-н Шестаков.



По словам г-на Тимонькина, такие новации остаются в памяти у людей надолго. «Если капитал может свободно зайти и выйти, то все хорошо. А если их так выпускают, то они еще долго подумают, прежде чем сюда приходить»,— считает банкир.

zaytsev