Финансы

Будущие новшества Нацбанка по кассовому облуживанию: упрощение или усложнение?

Национальный банк готовится переписать Инструкцию о ведении кассовых операций. Проект документа, который вскоре придет на смену действующему сейчас положению, регулятор разослал для ознакомления всем украинским банкам.

Как отметили «і» в Национальном банке, согласно п.64 Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, банк в случаях, предусмотренных Законом о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию)) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обязан осуществить идентификацию, верификацию клиента.

«Также необходимо оценить финансовое состояние клиента, его репутацию и, выявить факт принадлежности клиента-физического лица, физического лица — предпринимателя или лица, действующего от его имени, (кроме клиентов, осуществляющих перевод без открытия счета на сумму, равную или превышающую 15 тыс. гривен)», — говорится в ответе НБУ.  Проще говоря, мониторинг будет проводиться по всем операциям наличными на сумму свыше 15 тыс. грн, если при этом деньги не вносятся на счет.

Указанные меры банк осуществляет до или во время установки деловых (договорных) отношений, к проведению финансовой операции, открытия счета, заключение договора.

НБУ полагает, что, таким образом, данные изменения в Инструкцию о ведении кассовых операций банками Украины — это лишь приведение в соответствие норм нормативно-правовых актов НБУ, а потому никаких новаций здесь нет.

Верно, банки и до внесения предложенных изменений выполняли требования законодательства по вопросам финансового мониторинга, но должны ли возникнуть сложности, связанные с выполнением обновленной Инструкции в случае ее утверждения?

«Обычная процедура. Ничего особенного не происходит. Государственный финансовый регулятор каждый раз при внесении изменений интересуется мнением банков. В данном случае, изменения предлагала Независимая ассоциация банков Украины. И мы рады, что наши предложения нашли отклик в решениях НБУ», — заявила «і» исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова

Разработка нового проекта связана со значительным объемом изменений в Инструкции №174, которые произошли в 2016-2017 гг., и совершенствованием отдельных норм организации кассовой работы. НБУ выдает «методичку» просто в новой редакции с учетом многочисленных поправок, которые вносились с момента принятия документа.

«Да, законодатель четко регламентировал проведение переводов на суммы, равные или превышающие 15 тыс. грн. Обычно, для идентификации требуются лишь паспорт и идентификационный код. Более сложные случаи НБУ разъяснил в рекомендациях. Но они никоим образом не касаются рядовых граждан», — говорит Коробкова.

Елена Стрехо, начальник расчетно-операционного центра Банка Кредит Днепр, отмечает, что проводить эти мероприятия не является нововведением: «В соответствии с требованиями этого Постановления банки и ранее проводили не только идентификацию и верификацию, но и изучение клиентов, оценку рисков и репутации клиентов, которые проводили операции на сумму 150 тыс. грн и более. На текущий момент законодательство Украины по финансовому мониторингу не содержит требований изучения клиентов, оценки рисков и репутации клиентов, которые осуществляют перевод без открытия счета на сумму до 150 тысяч грн».

А вот юрист Ростислав Кравец отмечает другую сторону «медали». По его мнению, это еще больше развяжет руки банкам в деле так называемой заморозки средств клиентов. «Особенно таким очень часто грешил Приватбанк, который в ходе таких операций по переводу, потом вообще не возвращал деньги клиентов, и они прибегали к услугам адвокатов и уже через суд, который становился на их строну, возвращали деньги назад. Однако это все требует немалого количества времени, нервов, и как вы понимаете, тоже средств на услуги адвокатов», — говорит он.

Однако Елена Стрехо не согласна, с тем, что нам следует ожидать еще больших проблем. По ее мнению, задержки в проведении операций скорее могут возникнуть в том случае, когда клиент не предоставляет прозрачных документов, позволяющих подтвердить источник происхождения наличных средств и сути проводимой операции, характер которой не противоречит законодательству Украины.

Тем же документом Нацбанк запретит банкирам проводить бездоговорные операции в кассах. В частности, обновленный документ предусматривает, что проводить кассовое обслуживание клиентов вне зависимости от их статуса и суммы операции банки должны будут исключительно на условиях договора.

Однако Елена Стрехо отмечает, что в проекте изменений прямого запрета на проведение бездоговорных операций физических лиц в кассах банков нет. Например, к бездоговорным операциям можно отнести: прием, обмен непригодных к обращению банкнот (монет) и выведенных из обращения на пригодные к обращению банкноты (монеты), банкнот на монеты, монет на банкноты, банкнот (монет) одного номинала на банкноты (монеты) другого номинала. К ним также относятся валюто-обменные операции и операции с банковскими металлами, с памятными и инвестиционными монетами, сувенирной и сопутствующей продукцией.

«Согласно глоссария новой редакции в пп 8,13 и 29 предельно ясно указано, что заключение договора — это требование к коммерческим банкам для обслуживания в НБУ. Опять же, рядовым гражданам «заморачиваться» этим не стоит», — отмечает Елена Коробкова.

Сам НБУ на это отвечает, что согласно уже действующей инструкции №174 банк обязан осуществлять кассовое обслуживание клиентов только на основании договорных отношений через кассу банка. Кроме этого, согласно статье 205 Гражданского Кодекса, сделка может совершаться устно или в письменной форме. Стороны имеют право избирать форму сделки, если иное не установлено законом.

Ростислав Кравец здесь иного мнения. Он считает, что это усложнит работу кассиров и их клиентов по временным параметрам, сперва может вызывать некоторую неразбериху и злоупотребления банками своей власти. «Банкиры могу говорить, что платеж переведется через некоторое время, допустим через 3-4 дня. Нам мол, нужно изучить внимательно составленный договор на кассовое обслуживание. На это жалуются многие: и физлица и физлица-предприниматели», — говорит юрист.

Некоторые эксперты отмечают, что все это делается для того, чтобы сократить значительное количество операций с наличкой и перевести большинство операций в безналичный расчет. Так ли это?

Елена Коробкова уверенна, что это надуманное мнение. А вот Елена Стрехо, по сути, и не отрицает такого мнения экспертов: «Национальный банк давно задал курс на сокращение объема операций с наличными средствами и перевод расчетов в безналичную форму как часть стратегии cashless, цель которой — увеличение прозрачности финансовых потоков и детензация экономики».

Меры по усилению контроля за законностью переводов и уменьшению доли наличных расчетов, которые проводит Нацбанк, являются вполне европейскими, и каждая цивилизованная страна стремилась к этому. Однако, как считают некоторые эксперты, спешить в этом процессе тоже не стоит, ведь те же европейские страны вводили такие изменения на протяжении десятков лет.

Антон Горохов