В ходе всех без исключения торговых сессий прошлой недели НБУ дисциплинированно присутствовал на рынке, выкупая, хотя и не в полных объемах, избыток валютного предложения. А после взбудоражившей банковскую общественность отставки заместителя главы НБУ Сергея Яременко Нацбанк не только цену покупки доллара повысил, но и начал заранее ее объявлять. Более того, регулятор теперь анонсирует и объем собственных операций. Все эти действия происходили с хорошо читаемым намерением успокоить страсти и опровергнуть все обвинения в непрозрачности действий главного банка страны.
Расклады
Уже на следующий день после увольнения Сергея Яременко, т. е. в среду, Нацбанк на одну копейку повысил цену выкупа избыточного предложения доллара (с 4,98 грн./$1 до 4,99 грн./$1). При этом регулятор явно продемонстрировал намерение развеять подозрения рынка о грядущем обвале доллара. На следующий день, в четверг, этот маневр повторился — курс покупки поднялся еще на одну копейку (до 5,00 грн./$1). При этом НБУ стал в начале торговой сессии анонсировать не только курс, но и объем собственных операций — $40 млн. В пятницу цена покупки и ее объем остались без изменений, зато появилось еще одно новшество. Регулятор заявил еще и цену продажи — 5,06 грн./$1. Эти «маневры» несколько успокоили банкиров, но далеко не всех.
Во-первых, НБУ не делал каких-либо официальных объявлений по поводу «новых веяний». Поэтому закрепятся ли они надолго, или это лишь временные тактические действия, пока неизвестно.
Во-вторых, заявляемый объем покупок НБУ существенно меньше избыточного предложения валюты. Как и на позапрошлой неделе, выкупалась не вся валюта. А только та, которую банки заявляют как выручку экспортеров. Многие банки идут на некоторые ухищрения, стараясь обменивать кредитную валюту внутри банка, а в заявках на покупку валюты, предоставляемых в Нацбанк, предъявляют только поступления от экспортных контрактов. Но погасить таким образом существующий сейчас перекос полностью не удается. Это подтверждает то, что в пятницу, несмотря на объявленный заранее курс покупки НБУ, некоторые сделки заключались по курсу 4,95 грн./$1. Поскольку предложение валюты на рынке значительно превышало спрос на нее, некоторые банки вынуждены были продавать доллары по такой цене, так как не были уверены, что их заявки удовлетворит регулятор.
Стоимость «ночных» гривневых ресурсов на межбанковском рынке, по данным информационно-дилинговой системы UkrDealing, в конце недели выросла до 8-20% годовых с 4-6% в ее начале. Банкиры по-разному относятся к этому факту. Директор департамента казначейских операций банка «Финансы и Кредит» Андрей Войтенко считает, что главный импульс для роста ставок на межбанке появился в результате выборочного выкупа избытка валюты регулятором. «Те банки, которые не могли ее обменять, но должны были выполнить свои обязательства перед клиентами, начали активнее привлекать ресурсы. Естественно, те операторы рынка, у которых при этом оказалась в наличии свободная гривня, не прочь на этом заработать и пытаются по возможности раскачать рыночные ставки»,— поясняет банкир. Начальник казначейства ВаБанка Феликс Инденбаум соглашается со своим коллегой, что рост ставок — это производная от дефицита гривни для обмена на валюту. Но добавляет, что «возможно, на каких-то счетах сейчас аккумулируются ресурсы. Не исключено, что началась подготовка к участию в тендере на покупку «Криворожстали».
Перспективы
Итак, пока предложение валюты на рынке продолжает стабильно преобладать над спросом на нее. Вызвано это в основном временными факторами, поскольку серьезных причин, с оглядкой на замедление темпов роста ВВП, сокращение положительного сальдо платежного баланса и все еще чрезвычайно вялые поступления долгосрочных иностранных инвестиций, в стране нет. Спекулятивные потоки, если они сейчас и значительны, могут, как известно, в любой момент развернуться вспять, как только ревальвационные ожидания «сойдут на нет». Более того, рост экспортных поступлений от реализации на внешних рынках продукции нового урожая, как и поступающая под выборы валюта, вряд ли серьезно перекроют увеличение спроса на нее для закупок энергоносителей с приближением отопительного сезона и потребительского импорта. Важную лепту в традиционном осеннем увеличении спроса на валюту, несомненно, внесет и население. И нынешняя высокая инфляция, как и приближающиеся парламентские выборы, этому поспособствуют.
Однако важной составляющей осеннего увеличения внешнего притока валюты в страну могут оказаться объявленные как государством и киевским муниципалитетом, так и корпоративными заемщиками внешние займы. Кроме того, повторные успешные продажи государством «Криворожстали» и НЗФ, если они состоятся до конца года, будут означать приход в страну около $2-3 млрд.
Поэтому исключать новые ревальвационные рецидивы в будущем нельзя. Дальнейший рост денежных агрегатов уже в ближайшем будущем может снова вызвать панику у представителей экономического блока правительства. Так и не изыскав в собственных арсеналах других рычагов борьбы с инфляцией, они наверняка снова начнут «катить бочку» на Нацбанк, требуя от него более жестокого контроля над эмиссией денег. При этом главная составляющая роста цен — наличные социальные выплаты из бюджета — в расчет приниматься не будет. Поскольку они обусловлены принятым еще в начале года «политическим решением новой власти».