Финансы

Каждый охотник желает

На этой неделе межведомственная комиссия в составе представителей ГНАУ, НБУ и банков «прикинет», когда и как можно внедрять мониторинг движения сумм налога на добавленную стоимость по банковским счетам. Но уже сейчас налоговики уверяют, что о специальных НДС-счетах речь идти не будет. И что ни у банков, ни у налогоплательщиков не будет особых затрат. По мнению мытарей, это новшество позволит автоматически возмещать налог «прилежным» налогоплательщикам и оперативно выявлять махинации с НДС.




В прошлый четверг, выступая на совещании с главами областных налоговых инспекций с участием премьер-министра Юлии Тимошенко, председатель ГНАУ Александр Киреев заявил: налоговая договорилась с НБУ, что информация об уплате предприятием сумм НДС будет отражаться «на отдельном внебалансовом счете» и передаваться в налоговую службу.



Как рассказал «ЭИ» директор департамента автоматизации процессов налогообложения ГНАУ Игорь Шаров, «планируется внедрить комплексный обмен информацией между налогоплательщиками, НБУ и ГНАУ. Мы хотим, чтобы плательщик подавал налоговые накладные в электронном виде. Одновременно мы будем получать информацию о платежах от его банка. Если данные совпадут, а потом подтвердятся декларацией по НДС, то возмещение налога будет проводиться автоматически. Такой принцип работы позволит избежать «холостых» встречных проверок». Вместе с автоматизацией возмещения налога на добавленную стоимость ГНАУ намерена с помощью мониторинга движения сумм НДС по счетам налогоплательщиков упреждать махинации.



Главная мишень фискалов — операции с лицами, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от уплаты этого налога. Сейчас многие предприятия относят к налоговому кредиту суммы НДС, перечисленные предприятиям, которые этот налог не платят (не являются плательщиками НДС или освобождены от уплаты этого налога.— Ред.). Наталья Флиссак, директор департамента методологии ГНАУ, заявила «ЭИ», что мониторинг движения сумм НДС по счетам налогоплательщиков поможет ГНАУ эффективней бороться с такой практикой минимизации налогообложения. Оперативное отслеживание движения сумм НДС по банковским счетам, по словам г-на Киреева, «даст возможность сопоставить данные и увидеть, что деньги отправляются на неплательщиков НДС. И не через четыре месяца или через год, когда придет время проверки, а в пределах одного месяца».



Напомним, что с этой же целью — вывести из тени «самый криминальный налог» — весной 2004 г. правительство намеревалось внедрить специальные НДС-счета. Бизнес тогда сильно возмущался. Причиной негодования стало то, что суммы, перечисляемые на эти счета, должны были использоваться только для расчетов по НДС с партнерами по бизнесу или с бюджетом. Из-за этого деньги изымались из оборотных средств предприятия еще до окончания отчетного периода.



Сейчас, по словам представителей ГНАУ, речь идет не об отдельных счетах, а об аналитическом учете сумм НДС, поступающих на текущий счет плательщика. То есть государство никак не будет ограничивать право собственности налогоплательщика на его средства на банковском счете. Банк будет отражать сумму НДС, указанную в платежке, на «виртуальном», аналитическом субсчете и передавать информацию в налоговую.



Но это «рамочная» идея. «Точно сказать, какую информацию будут предоставлять банки, я не могу. Методология и формат обмена информацией еще не утверждены. Пока рассматривается несколько схем»,— сказал «ЭИ» г-н Шаров.



В конце прошлой недели ГНАУ издала приказ о создании специальной межведомственной группы по изучению этого вопроса. В нее войдут представители НБУ, налоговой и четырех комбанков. Группа впервые соберется уже на этой неделе и детально обсудит, «что, где и как». Один из принципиальных вопросов — юридическая основа нововведения. Тут мнения специалистов пока не сходятся. Г-н Шаров считает, что ввести систему мониторинга сумм НДС на счетах налогоплательщиков можно нормативными актами Налоговой администрации и Нацбанка. По мнению г-жи Флиссак, нужно вносить изменения как минимум в два закона — «Об НДС» и «О банках и банковской деятельности». Юридический департамент НБУ к моменту сдачи номера в печать не успел дать свой комментарий.



Добавим, налоговые органы проиграли не один судебный спор из-за того, что требовали от банков предоставлять информацию о клиентах и их деньгах. Вердикты судов сводились к тому, что для получения таких данных необходимо иметь на руках соответствующее решение суда. Так что, скорее всего, изменения в законодательство таки понадобятся. А процесс это долгий. Неизвестно, проголосует ли вообще Верховная Рада за предложенное новшество. Впрочем, у налоговиков есть интересная задумка — они хотят внедрить в договоры на открытие счетов несколько пунктов о том, что предприятие по своей инициативе разрешает банку предоставлять налоговой информацию о движении средств на своем счете. По словам источника «ЭИ» в ГНАУ, «тем, кто внесет соответствующие изменения в свои договоры с банками, мы будем возмещать НДС по упрощенной процедуре. Тех, кто откажется, будем проверять до упора».



В любом случае, соглашаются представители ГНАУ, на проработку всех нюансов уйдет не один месяц. Система может быть внедрена не раньше следующего года. Большинство банкиров, опрошенных «ЭИ», об идее мониторинга счетов даже не слышали. Поэтому новость они оценивали осторожно. «Для банков я, в принципе, особых проблем не вижу. Существующее программное обеспечение позволяет предоставлять такие данные.



Ну, немного увеличатся трудозатраты,— поделился мнением банкир, пожелавший остаться неназванным.— Но речь идет об информации, о клиентах… Оценить юридическую подоплеку вопроса мне пока сложно».

prodaeva