В конце прошлой недели корреспондент «ЭИ» вместе с делегацией украинских банкиров побывал в Грузии. Представители Укргазбанка изучали возможности открытия в стране филиала, а журналист пытался понять, что собой представляет сегодня банковская и финансовая системы Грузии.
Сегодняшняя Грузия — небогатая, но весьма привлекательная страна с точки зрения бизнеса. Член ВТО. Претензий со стороны FATF к Грузии нет. Национальная валюта стабильна. В стране — либеральное валютное законодательство, в частности, разрешено открывать филиалы банков-нерезидентов. Товарооборот между Украиной и Грузией в 2004 г. составил $165 млн., из которых $147 млн. — украинский экспорт. Объемы денежных потоков между двумя странами неукоснительно растут (+15% за 2004 г.). Две трети банковского капитала — иностранного происхождения.
По международным системам денежных переводов за месяц в страну поступает около $21 млн. Больше всего своим родственникам в Грузии помогают диаспоры из США и России. Но и Украина, по приблизительным оценкам, находится в первой десятке таких стран. Грузинские власти признают, что из 5 млн. населения страны не менее 1 млн. в настоящее время находятся за рубежом «на заработках». Автор этих строк наблюдал длинную очередь в кассовом зале Интеллектбанка (г. Тбилиси) — родственники получали переводы от «заробітчан». Как сообщил корреспонденту «ЭИ» член грузинского парламента, основной акционер Интеллектбанка Каха Гиашвили, за неделю их банк выплачивает несколько миллионов долларов денежных переводов из-за рубежа. В самой дешевой из систем денежных переводов — «Анелик» — комиссия составляет 3%. И снизить ее не удается — правила определяет клиринговый банк «Анелик». В этой ситуации Укргазбанк придумал заключить прямые коротношения с грузинским Интеллектбанком и «пропускать» денежные потоки напрямую — оба банка располагают в своих странах разветвленной филиальной сетью. Идея грузинам понравилась. Впрочем, на переводах много не заработаешь. А вот на обслуживании экспортно-импортных операций между двумя странами — вполне. Украинцы размышляют, каким способом «зайти» на рынок — купить местный банк или открыть филиал. Например, российский Внешторгбанк открыл филиал, а казахский «ТуранАлем» купил долю (49%) в местном банке — BTA Silk Road Bank. Президент ассоциации грузинских банков Зураб Гвасалия предложил Василию Горбалю (почетному президенту Укргазбанка): «Сначала можно открыть филиал — затраты небольшие, риск тоже. Научиться работать на местном рынке, и уже затем подобрать банк для покупки». Вице-президент Нацбанка Грузии Дэвид Амоглобэли, со своей стороны, пообещал украинским банкирам помощь в выборе банка для покупки. Таким образом, препятствий для появления украинских банков в Грузии, похоже, нет.
Грузинские банки, кстати, еще менее капитализированы, нежели украинские,— совокупный капитал 20 банков составляет всего около $200 млн. Грузины заинтересованы в появлении иностранных банков и, в первую очередь, украинских на их рынке — хотя бы через покупку доли в каком-нибудь грузинском банке. По местному законодательству, одному владельцу не может принадлежать более 25% акций. Но если владелец — банк, регулятор имеет право сделать для него исключение. А руководитель службы финмониторинга Грузии Николоз Гегучадзе заверил украинских банкиров, что требования грузинского законодательства почти совпадают с требованиями украинского. Имеются лишь незначительные различия — уголовная ответственность финансистов наступает, только если сам банк замешан в «отмывании грязных денег» (в Украине же могут «посадить» и за сокрытие информации). За передачу неполной информации — штраф (около $500 за каждый «недонос»). На вопрос корреспондента «ЭИ», были ли такие случаи, финразведчик сообщил — с осени прошлого года, когда реально была налажена передача информации, поступило 12 тыс. сообщений. Данные по семи из них финразведка передала в правоохранительные органы. Позднее Зураб Гвасалия прокомментировал слова финразведчика так: «Мы нормально работаем с финмониторингом, у банков нет с этим проблем. Виноваты только те, кто действительно виноват». И рассказал любопытные подробности финансовой амнистии, прошедшей в этом году. В стране были закрыты уголовные дела по экономическим преступлениям, связанным с неуплатой налогов до 1 января 2004 г. Из тюрем выпустили около 200 человек, к которым власти имели претензии. По словам г-на Гвасалии, бизнесменам пришлось доплатить за объекты, приватизированные когда-то по заниженной стоимости. А напоследок президент ассоциации грузинских банков рассказал вообще страшную вещь: «Мы сожгли все финансовые документы до 1 января 2001 года!». Очень оригинальная и очень эффективная методика «амнистии», гарантирующая невозможность повернуть законодательство «вспять».
Денежная единица Грузии — лари. 1 лари равен $1,8. В стране действует двухуровневая банковская система — Национальный банк и коммерческие банки. Государству запрещено учреждать или иметь долю в коммерческих банках. Единая платежная система отсутствует — расчеты между банками проводятся без участия центрального банка, через прямые корреспондентские счета. Первая пятерка банков контролирует около 70% рынка. Закон «О банках» носит рамочный характер и практически не содержит норм прямого действия. Большинство его пунктов заканчиваются фразой «Определяется нормативными актами Национального банка». Структура рынка денежных переводов: Western Union — 40%, «Анелик» — 25%, MoneyGram — 10%, Caucasus Express — 5%, прочие — 20%.
* «Здравствуйте» по-грузински