Конфликт между фондовыми биржами и ПФТС (см. «ЭИ» №186) грозит перерасти в долгоиграющую «войну». По рынку «гуляет» проект указа Президента «О дополнительных мерах по развитию фондового рынка Украины», который, если будет подписан, может уничтожить организованный рынок. ПФТС расценивает кампанию как попытку давления на государство с целью использования админресурса для искусственного перераспределения организованного рынка ценных бумаг в пользу его отдельных участников.
После открытого письма фондовых бирж к руководству страны появился проект указа Президента, согласно которому планируется до 1 августа «провести необходимые мероприятия для сосредоточения торговли корпоративными ценными бумагами исключительно на фондовых биржах» и сделать все возможное для реализации «Программы развития Национальной депозитарной системы». Нацдепозитарию, судя по всему, вернут желаемые 2 млрд. грн.
23 июня Совет ПФТС утвердил свое обращение к Президенту и премьер-министру Украины. ПФТС считает, что цель открытого письма фондовых бирж — «административное ограничение торговли акциями предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также предприятий-монополистов». ПФТС отмечает, что своим обращением фондовые биржи пытаются ввести в заблуждение Виктора Ющенко «с целью уничтожения единого реально действующего организованного рынка Украины», на котором сосредоточено 80% общего объема организованной торговли ценными бумагами. В обращении подчеркивается: «ПФТС на сегодня — это лицензированный организатор торговли ценными бумагами, участниками которой являются ведущие компании и банки, он функционирует по общепринятым на рынках многих стран правилам и технологиям, и выполнение заказов на нем, вопреки утверждениям бирж, является обязательным, а результаты торгов признает весь мир». При этом отмечается, что законодательство Украины предусматривает предоставление всем фондовым биржам и торгово-информационным системам (ТИС) одинаковой (единой) лицензии на организацию торговли ценными бумагами, не создавая преимуществ по формальным признакам ни одному из них. По словам Игоря Селецкого, директора по фондовым операциям ПФТС, фондовая биржа — это не два слова в названии, это функция: «За пределами Украины ПФТС считается фондовой биржей, поскольку иностранных инвесторов интересует функция, а не название».
У представителей фондовых бирж другой взгляд на организаторов торговли, коими, по их мнению, могут являться только фондовые биржи. По мнению Олега Андронова, председателя совета директоров ЗАО «Украинская межбанковская валютная биржа» (УМВБ), «ключевым отличием биржевой торговли от сделок в ТИС является то, что на бирже любая введенная заявка является твердой и ее невозможно не выполнить», тогда как ТИС таких гарантий не дают. «Европейской практикой и директивами ЕС четко определено, что регулируемый рынок — это биржевой рынок. Согласно законодательству депозитарий имеет право заключать договора только с биржами и с членами ТИС. То есть депозитарий даже не имеет права заключать договор с ТИС, потому что во всем мире ТИС является лишь доской объявлений, которая ничего не гарантирует»,— отметил г-н Андронов.
Такой же точки зрения придерживается и предправления ОАО «Киевская международная фондовая биржа» Андрей Козаков. «ТИС не контролирует прохождение заключенной сделки, и поэтому можно выставить любую котировку по достаточно высокой цене, которая не имеет физического подтверждения в виде реально прошедшей транзакции. И эта цена считается официальной»,— утверждает г-н Козаков. Борис Билый, гендиректор Приднепровской фондовой биржи (ПФБ) говорит, что стимулирование внебиржевой торговли кем бы то ни было, включая государство, искажает международные принципы работы фондового рынка. «Когда ПФТС создавалась, она называлась внебиржевой торгово-информационной системой. А значит, отличной от биржевой. Теперь ее назвали первой. Эта трансформация свидетельствует о стремлении занять место бирж»,— отметил гендиректор ПФБ. Поэтому ПФТС должна либо стать биржей и выполнять все соответствующие требования, или не выполнять функции, которые биржам свойственны.
Но амбиции «биржевиков» гораздо глубже — они надеются на слияние бирж. По мнению г-на Билого, этот вопрос может быть решен путем создания холдинга или конгломерата бирж под единой эгидой, но без создания юридического лица. «Мы полны решимости объединить свои усилия. Каждый займет свою нишу, и будет это скоро. Думаю, через год, от силы через два», — сказал «приднепровский биржевик». Между тем, по мнению Ирины Зари, президента ПФТС, в мире под объединением бирж и торгово-информационных систем понимают прежде всего объединение реально работающих рынков. «От объединения столов, стульев, молотков и даже амбиций рынок мощнее не станет»,— считает президент ПФТС. А г-н Селецкий язвительно добавляет: «Что с чем сливать? Если здоровому человеку пришить ногу трупа и руку в стадии гангрены, то, как вы думаете, что с ним произойдет? В США — 8 бирж. Об указах Буша о создании единой биржи я пока ничего не слышал. Слияние — естественный процесс. Нельзя желанием государства объединить отдельные юридические лица. А если кому-то из бирж этого очень хочется, то за руки никто не держит, с развернутыми знаменами, под барабанный бой, вперед к слиянию. Каждый из них в душе грезит, что это будет не слияние, а создание на ее основе единой биржи».
По мнению президента ПФТС, реальных причин «проявления «черного» PR со стороны бирж» как минимум три: «Первая: последних 7 лет большая часть сделок проводится в ПФТС. Естественно, что, заключая ежедневно и ежечасно сделки на ПФТС, участники рынка вопреки «аргументам» бирж реальным рынком считают именно ПФТС. Вторая: постановление Кабмина о проведении тендера по определению организаторов торгов для проведения приватизационных продаж. И, наконец — желание некоторых бирж повлиять на содержание разрабатываемых проектов указов Президента по фондовому рынку, пытаясь вопреки Конституции и законам Украины вставить туда норму о проведении всех сделок с ценными бумагами Украины только на фондовых биржах».
Стоит отметить, проект президентского указа не порадовал и представителей рынка. Виталий Шушковский, начальник информационно-аналитического отдела ИК «Арт-Капитал», сомневается, что «реализация предлагаемых мер позволит создать более совершенную инфраструктуру фондового рынка. А вот разрушение ныне действующих (причём достаточно эффективных) институтов в процессе внедрения такой программы — весьма вероятный исход,— говорит аналитик. — ПФТС и МФС действительно трудно назвать динамично совершенствующимися структурами, но ставить под угрозу их существование, а заодно и нормальную работу организованного рынка в целом, недопустимо, как бы ни старались инициаторы прикрыться лозунгом борьбы за приближение к мировым стандартам».
Помимо того, в обращении Совета ПФТС отмечается, что «участники рынка помнят, как отдельные фондовые биржи проводили неконкурентные торги по приватизации для удовлетворения интересов заранее определенного покупателя, а на ПФТС в то же время был зафиксирован наибольший в Украине рост цен в процессе приватизации».