Финансы

Евро..па

После временной стабилизации и даже кратковременного роста цена покупки наличной евровалюты в киевских обменниках снова уверенно пошла вниз. Сейчас банковские обменные пункты готовы покупать евро в среднем по 6,02-6,03 грн./EUR1. Некоторые вчера впервые выставили котировки «приема» евро ниже 6 грн./ EUR1. Причина происходящего — падение курса евровалюты на мировых рынках. В среду стоимость единой валюты вплотную приблизилась к психологически значимому барьеру $1,20/EUR1.



«Дружная» евросемья



Продолжение политических неурядиц в ЕС стало одной из ключевых причин нового витка падения стоимости евровалюты на мировых рынках. Главы государств — членов Евросоюза собрались вчера на очередной двухдневный саммит в Брюсселе. В его ходе они должны договориться по двум ключевым вопросам: что делать дальше с евроконституцией, и как прийти к соглашению о новом бюджете ЕС. Напомним, что отказ французов и голландцев ратифицировать проект единой европейской конституции спровоцировал в начале июня резкое падение курса евро к доллару (на 3% в течение нескольких торговых сессий. — См. «ЭИ» №174).


Сейчас европейским лидерам предстоит решить, стоит ли продолжать процесс ратификации Конституции ЕС или объявить о сворачивании (замораживании) проекта. Как назло, не успели брюссельские чиновники «очухаться» после «облома» с референдумами, как на поверхность всплыл новый конфликт. Накануне брюссельского саммита выяснилось, что европейские страны вряд ли договорятся о бюджете ЕС на 2007-2013 гг. Причина — взаимные претензии Франции и Великобритании в вопросах распределения общих финансов Евросоюза. Партнеры с континента склоняют британцев к отказу от получаемой им ежегодно компенсации из общеевропейского кошелька в размере около $5 млрд.


Главным зачинщиком стал президент Франции Жак Ширак, в прошлый четверг призвавший «британских друзей» «понять, что нужно сделать жест солидарности» в этом вопросе. В свою очередь официальный Лондон не преминул сделать ответный выпад через Ла-Манш, указав на «вопиющую» несправедливость в распределении сельскохозяйственных дотаций ЕС. В частности, французские фермеры получают огромные субсидии — около $13 млрд. в год. В то же время небогатые страны, включая и новых членов Евросоюза из Восточной Европы, дотационных платежей не получают вовсе. А на предварявшей съезд глав европейских государств встрече министров иностранных дел в Люксембурге глава британского МИДа Джек Стро категорично заявил, что Великобритания пойдет на компромисс по бюджету только после того, как начнется пересмотр финансовой деятельности всего Евросоюза.


«Предлагаемый для обсуждения бюджет не отвечает основным целям. Он не создает так необходимых Европе рабочих мест и не стимулирует экономический рост», — заявил г-н Стро. Чем вызвал негодование со стороны французского министра по европейским делам. За что в свой адрес британцы получили обвинение, ни много ни мало, в подрыве европейского единства. «Навести мосты» между конфликтующими сторонами попытался премьер-министр председательствующего сейчас в ЕС Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Он предложил компромисс, предполагающий, что Лондон откажется от бюджетной компенсации, а Париж пойдет на сокращение сельскохозяйственных субсидий. Однако в среду, видимо, отчаявшись уговаривать «спорщиков», заявил, что конфликт между Францией и Британией вряд ли разрешится.


Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу был даже вынужден призвать лидеров ЕС к политической ответственности и прийти к компромиссу. Иначе, «если мы этого не достигнем, Евросоюз будет вовлечен в постоянный кризис, он будет парализован. Со всеми политическими и экономическими последствиями, которыми чреват такой сценарий», — пафосно припугнул европейцев г-н Баррозу.



Ставки важнее



Понятное дело, что все эти дрязги, как и ухудшившиеся перспективы роста европейской экономики, конечно же не вызывают восторга международных инвесторов. Тем более что аналитики уже всерьез заговорили о возможности понижения процентных ставок в еврозоне. Сейчас ключевая ставка рефинансирования Европейского центрального банка (ЕЦБ) находится на самом низком уровне последние 60 лет — 2%. Но она может пойти вниз. Об этом, в частности, заявил в своем интервью журналу «Шпигель» главный экономист ЕЦБ Отмар Айсинг.


В противовес базовая ставка американского центробанка (ФРС США) растет уже больше года. После восьми последовательных повышений она достигла уровня 3%. И вероятнее всего будет в очередной раз увеличена на 0,25% в ходе предстоящего 30 июня заседания руководства ФРС. Именно перевес в уровне доходности американских долговых обязательств сейчас дает доллару основное преимущество перед его европейским визави. Политические склоки в ЕС — дело привычное, и они имеют место достаточно регулярно. Поэтому этот фактор может влиять на соотношение между американской и европейской валютами лишь временно. А вот более высокая доходность ценных бумаг — «конфетка» для инвесторов куда более сладкая. Следует отметить, что тенденция к росту курса евро к доллару закончилась в январе. Вскоре после того, как базовая ставка американского центробанка превысила свой европейский аналог. С тех пор евровалюта подешевела к доллару уже более чем на 12% (от $1,36/EUR1 до $1,21/EUR1).


Содержавшиеся в последних статистических сводках признаки замедления американской экономики, как и заявления отдельных высших чиновников из ФРС, дали некоторым экспертам повод предполагать, что рост процентных ставок в США близится к завершению. Что несколько охладило «любовный пыл» рыночной общественности к долларовым активам. Но, выступая в прошлый четверг перед конгрессменами, глава ФРС Алан Гринспен дал понять, что возможность дальнейшего роста ставок в Штатах все еще существует.


Игроки мировых финансовых рынков делают вид, что г-ну Гринспену верят. И даже готовы временно «закрыть глаза» на опубликованные в среду не очень хорошие данные о первом за последние 10 месяцев снижении индекса потребительских цен в США (на 0,1% в мае). Как и на данные о том, что и в марте, и в апреле приток иностранного капитала в страну не перекрыл внешнеторговый дефицит.



Перспективы



Прогнозы на будущее как всегда противоречивы. Наибольшими пессимистами в отношении перспектив евровалюты традиционно выступают аналитики Barclays Capital. Они под предлогом негативного для евровалюты соотношения уровня процентных ставок прогнозируют падение курса евро до $1,10/EUR1 за следующие шесть месяцев. (Если так, то новое усиление гривни по отношению к доллару становится еще менее вероятным.) Но такая точка зрения пока не слишком популярна. Большинство экспертов ожидают дальнейшего ухудшения внешнеторгового баланса США (а некоторые прогнозируют рост его дефицита до $70 млрд. уже к сентябрю). Поэтому, не исключая возможного падения курса евровалюты до уровня $1,19-1,17/EUR1, все же придерживаются мнения, что в конце августа стоимость евровалюты вырастет до $1,26/EUR1, а к концу года — $1,29/EUR1.


Сложно не согласиться с директором департамента казначейских операций банка «Финансы и Кредит» Андреем Войтенко, который напомнил корреспонденту «ЭИ», что «давать прогнозы динамики курсов на международных валютных рынках на далекую перспективу, например полгода, очень сложно». «Я предположу, что пара евро/доллар вышла на новый торговый диапазон в пределах $1,17/EUR1 до $1,27 /EUR1. Поэтому нельзя исключать, что курс уже в недалеком будущем может упасть ниже отметки $1,20/EUR1, а затем начать расти до верхней границы этого диапазона ($1,28/EUR1). Но большинство курсовых колебаний, как мне кажется, будет происходить в коридоре от $1,21/EUR1 до $1,25/EUR1», — резюмировал банкир.


skolotyanyiy