Финансы

Оркестр без дирижера

Процедура публичного размещения акций, более известная под аббревиатурой IPO, все больше увлекает украинских инвестбанкиров. В среду в Киеве состоялась первая масштабная конференция, посвященная привлечению капитала путем первичного размещения акций на фондовых биржах. Даже специалистов из Лондона привезли. Тем не менее пока все усилия инвестиционщиков остаются безуспешными — желающих «поделиться» не видно. Главная причина — боязнь отечественного бизнеса публичности и прозрачности. Но помимо этого, существует еще и целый ряд законодательных барьеров.



В последнее время и финансисты, и чиновники неоднократно заявляли, что отечественный фондовый рынок «остается на дне». В отличие от многих развивающихся рынков, в частности, Польши, Венгрии, Чехии, да и той же России, где компании заинтересовались IPO еще в середине 90-х гг. Но более или менее классическая схема публичного размещения акций стала использоваться в России только с 2002 г. Российскими «пионерами» IPO стали: «Росбизнесконсалтинг», привлекший в 2002 г. путем размещения своих акций $13 млн., «Аптека 36,6» — $14 млн. в 2003 г., концерн «Калина» — $25 млн. в 2004 г., «Иркут» — $127 млн. Причем все они выходили с IPO на российских торговых площадках: РТС и ММВБ. По оценкам российских экспертов, до конца 2006 г. с IPO будут готовы выйти около 70 российских компаний, причем основная часть будет размещаться именно в России, а не на западных рынках.


Поскольку украинские компании находятся только в начале того пути, который их российские коллеги прошли за последние три года, эксперты не ожидают в ближайшее время значительных объемов размещения. Для тех украинских компаний, которые решатся провести IPO, средний размер размещения, скорее всего, не превысит $20-30 млн. В этом году если мы и услышим об IPO, то это будет максимум одна-две компании.


В чем причина нынешнего плачевного состояния? Здесь существует целый ряд версий. Самая правдоподобная состоит в том, что украинские частные компании не заинтересованы в самом рынке. Выведение компании на рынок — занятие довольно хлопотное и рисковое. Можно потратиться на IPO, а потом потерять бизнес из-за того, что акции попадут в руки оборотистых конкурентов, а не инвесторов. Активному выходу украинских компаний на внешние рынки препятствуют и довольно жесткие требования, выдвигаемые иностранными инвесторами. Соответствие международным стандартам ведения бизнеса — таким как полная публичность, прозрачность структуры собственности и движения денежной наличности — требует от украинских эмитентов значительных затрат времени и средств. Как показывает зарубежная практика, расходы на подготовку к размещению могут составить до 10% суммы привлеченных ресурсов. «Достижение прозрачности подразумевает определенные жертвы — вопрос лишь в том, когда, с точки зрения собственников, выгоды от приобретения публичного статуса начинают перевешивать недостатки»,— отметил Дориан Фойл, председатель наблюдательного совета ИК Foyil Securities.


Кроме того, руководство большинства сырьевых компаний, особенно с большим потенциалом роста стоимости, попросту не понимает смысла внешнего финансирования через выпуск ценных бумаг и по старинке финансирует инвестиции из собственной прибыли или через банковские кредиты. У банкиров даже поговорка существует: «Банкиры любят давать деньги тем, кому они не нужны».


Существует также целый ряд технических барьеров. В частности, согласно действующему закону о налогообложении, эмиссионный доход зачисляется в валовой доход предприятия и, соответственно, подлежит налогообложению по ставке 25%.


Требования украинского законодательства также делают прямое размещение украинских эмитентов на зарубежных фондовых биржах практически невозможным. «Решение ГКЦБФР от 17 октября 1997 года предусматривает получение предварительного разрешения комиссии на размещение акций украинских эмитентов, при этом акции должны быть номинированы только в гривнях. Вот и получается, что на рынок выходят компании якобы украинские, но юрисдикция у них иностранная»,— говорит член ГКЦБФР Сергей Бирюк. Именно так на Лондонскую фондовую биржу вышел «Укрпродукт». Компания предложила западным инвесторам не собственные ценные бумаги, а акции компании Ukrproduct Group, зарегистрированной на острове Джерси и контролирующей активы в Украине.


Другим препятствием является неразвитое корпоративное законодательство. Проект закона об акционерных обществах находится на рассмотрении Верховной Рады уже много лет. Между прочим, Украина — единственная страна в СНГ, у которой нет закона об акционерных обществах. По мнению экспертов, принятие кодекса корпоративного управления позволит защитить права мелких акционеров. «Такой кодекс может быть обязательным или, как в других странах, таких как Великобритания и Нидерланды, добровольным: по принципу принять или объяснить непринятие»,— отмечает Владислава Рябота, советник по юридическим вопросам IFK.


В настоящее время также не существует однозначной оценки целесообразности осуществления листинга на внутреннем рынке, требуемого комиссией по регулированию рынка ценных бумаг. Часть экспертов полагает, что данное требование следует отменить. «Ввиду отсутствия ликвидности на местных фондовых биржах необходимо отменить требование предварительного листинга на украинской бирже как обязательное условие зарубежного листинга. Или разрешить одновременное проведение местного и международного листинга»,— считает Джон Эдвардс, старший менеджер EMEA, London Stock Exchange. Однако далеко не все эксперты придерживаются подобной точки зрения. «Вполне нормально, когда сначала листинг осуществляется на внутреннем рынке, а затем на внешнем. За это время компания начинает понимать, чего от нее ждут инвесторы, и подготавливается к большей прозрачности. Во всем мире компании именно так проходят путь к размещению на мировых биржах»,— говорит Ирина Заря, президент ПФТС. Большой проблемой является и отсутствие финансовой отчетности по международным стандартам.


В результате вместо классической функции — привлечения средств — в Украине фондовый рынок выступает скорее как инструмент перераспределения собственности. По крайней мере, в это русло развития фондовый рынок завернули ключевые экономические агенты — финансово-промышленные группы. На данный момент для ФПГ приоритетом является концентрация капитала, поскольку обеспечиваемый контрольным пакетом доступ к «корпоративной кормушке» дает больше преимуществ, чем торговля акциями. Большинство представителей украинских ФПГ рассматривают акции как ненужные игрушки, а стоимость компании для них — не более чем элемент PR (это для тех, кому за 30) или элементы чуждой капиталистической системы (для т. н. красных директоров). В связи с этим неудивительно, что количество акций, находящихся в свободном обращении, неуклонно уменьшается.


Тем не менее эксперты не сомневаются, что Украина придет к первичному размещению акций. Но не ранее чем через два-три года. Уже сейчас около десяти украинских компаний с объемом продаж $200 млн. и выше находятся на стадии подготовки к IPO.


zaytsev