Финансы

До худших времен…

Госдолг можно наращивать только в «сложные времена», поэтому в текущем году Минфин от такого увеличения постарается воздержаться. Для этого министерство намерено и впредь ограничивать предоставление госгарантий по кредитам, а еврооблигации выпускать только в крайнем случае. Возможно, за всем этим стоит нежелание властей стимулировать приток валюты в страну, дабы не усиливать монетарное давление на цены.

Замминистра финансов Виталий Лисовенко посвятил «горячую линию» в Кабмине текущим приоритетам политики министерства в сфере госдолга. Поводом для разъяснений стали развернувшиеся в последнее время активные дискуссии между сторонниками и противниками «жизни взаймы». Как оказалось, Минфин в числе последних. «Наша философия — не увеличивать госдолг. Вы же не берете в долг, когда у вас хорошие времена! Увеличение госдолга (почти 42 млрд. грн. внешнего долга и 23 млрд. грн. внутреннего. — Авт.) сейчас вообще не должно стоять на повестке дня»,— бескомпромиссно заявил замминистра.


Г-н Лисовенко подверг критике решение Верховной Рады «влить» в госдолг задолженность по вкладам, «сгоревшим» в Сбербанке СССР (см. «ЭИ» № 175). «Эти средства на самом деле не являются госдолгом. Такой закон разрушит наши долговые показатели»,— негодовал он. Без боя Минфин не сдастся: вскоре в парламент будет подан законопроект, смягчающий предыдущее решение депутатов. «Мы предлагаем наш вариант как компромисс»,— объяснил г-н Лисовенко, наотрез отказавшись раскрыть суть этого компромисса. В то же время он признал, что, даже в случае исключения «сбербанковских» денег из структуры госдолга, они все равно останутся задолженностью Украины, и государству все же придется расплатиться. В чем принципиальное различие, замминистра не пояснил, но можно предположить, что в последнем случае это «придется» не будет иметь четко установленных временных рамок.


Избирательно подойдет Минфин и к деньгам иностранцев. Комментируя совместный приказ Минфина и Нацбанка о запрете нерезидентам приобретать краткосрочные (до одного года) украинские ОВГЗ, г-н Лисовенко отметил, что таких облигаций Минфин в настоящее время практически не предлагает, поэтому приказ носит, скорее, предупредительный характер. «Это больше психологическое послание нерезидентам: мы не ждем «горячих» денег, они не пройдут»,— объяснил он. Действительно, такие спекулятивные скупки вызывают дополнительный (причем не прогнозированный) приток валюты в страну, в результате чего выпуск ОВГЗ не служит целям стерилизации денежной массы и борьбы с инфляцией.


Скорее всего, именно по этой причине Минфин пока не намерен воспользоваться нормой бюджета-2005, согласно которой он имеет право занимать на внешних рынках эквивалент 3,23 млрд. грн. Конечно, купленные нерезидентами внутренние ОВГЗ не являются прямым аналогом евробондов, но с точки зрения платежного баланса разницы нет. Поэтому Минфин решится на эмиссию еврооблигаций только в случае проблем с другими источниками финансирования бюджета. «Если мы увидим, что какой-то ресурс запаздывает, мы не исключаем выхода на внешние рынки заимствования»,— пояснил политику Минфина г-н Лисовенко. Пока с «другими источниками» все в порядке: за пять месяцев бюджет даже перевыполняется по доходам.


Более того, государство не желает прилагать руку и к увеличению внешнего корпоративного долга. Речь о том, что новое правительство осторожнее подойдет к предоставлению госгарантий по кредитам. «Нужно создавать благоприятные условия для бизнеса, чтобы он сам работал, без госгарантий»,— сказал г-н Лисовенко. Ничего нового, конечно, в этом нет: бюджет-2006 и так предполагает предоставление госгарантий только проектам в рамках международной программы «Циклон-4», по операциям финансового лизинга и для достройки дороги Киев — Одесса. Фактически замминистра лишь подтвердил, что правительство и в дальнейшем намерено оказывать такую услугу немногочисленным субъектам, занятым в проектах государственной важности.


 

slinko