Финансы

«Стукаческий» законопроект: Минфин хочет знать многое о транзакциях простых украинцев

Будучи замаранной в оффшорных и коррупционных скандалах, власть неуклонно предпринимает попытки взять под контроль финансовые операции рядовых граждан. Речь идет, прежде всего, о небанковских транзакциях, поскольку движение средств в банковской системе контролируется и в настоящий момент.

Правда, пока это только предложения, которые Министерство финансов (Минфин) вывесило на своем сайте, в виде законопроекта под названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Название, как видим, угрожающее. Особо веселит заявка на препятствование распространению оружия массового поражения со стороны отечественной элиты, погрязшей, повторим в коррупционно-оффшорных скандалах.

Целый ряд положений этого яркого образчика отечественного нормотворчества вызывает вполне закономерные вопросы. Фактически предлагается всем стучать на всех, включая самих себя, а отправить средства анонимно станет просто невозможно, даже если это пополнение счета мобильного телефона на десять гривен.

Оправданность подобных новаций, тем более, операционные издержки, которые могут сделать бессмысленными сами транзакции, чиновников Минфина не особо волнуют, поскольку все расходы на это торжество доносительства чиновники намереваются возложить на самих доносителей, они же те, на кого доносят, а чтобы простимулировать их рвение, предлагается установить огромные штрафы за недоносительство.

Предлагаемые нововведения существенно расширяют перечень тех, кто от имени и по поручению государства будет заниматься так называемым финансовым мониторингом. Сейчас эту функцию, кроме банков, выполняют страховые компании, ломбарды, операторы денежных переводов, почта и биржи, а также аудиторы, торговцы ювелирными изделиями, адвокаты, нотариусы, риэлторы, устроители лотерей, компании, предоставляющие бухгалтерские услуги на аутсорсинге..

Минфин предлагает существенно расширить перечень информаторов, которым присваивают «высокое» звание «специальных субъектов первичного финансового мониторинга» (финмона).

В проекте закона предлагается возвести в ранг «субъектов первичного финмона» бухгалтеров, налоговых консультантов, юристов и юридические компании, кроме тех, которые предоставляют услуги в рамках трудовых отношений, в том числе работают в штате. Иными словами, штатным бухгалтерам и юристам стучать не обязательно (хотя никто не запретит делать это скрытно), но если специалисты работают в рамках гражданско-правовых отношений, то стучать они должны обязательно.

Причем строго обязательно, поскольку за недоносительство, неполное доносительство, неправильное доносительство и так далее новоявленных «субъектов первичного финмона» будут облагать огромными штрафами в размере до 2000 необлагаемых минимумов, что составляет 34 тысячи гривен. К числу караемых столь сурово проступков предлагается отнести неуказание данных инициатора и получателя денежного перевода, непроведение надлежащей проверки клиента (идентификация, верификация, изучение сути операции, бенефициарных собственников и т.д.), подачу недостоверной информации или неподачу ее вовсе.

Отметим, что сейчас максимальный штраф составляет 3400 гривен, что, кстати, не так уже и мало, то есть налицо рост штрафа в 10 раз! В 5-10 раз увеличиваются штрафы за другие, менее тяжкие нарушения.

Даже если абстрагироваться от морально-этической стороны вопроса, напрашиваются следующие замечания. Кроме своей профессионально-бизнесовой деятельности, указанные категории субъектов хозяйствования обязаны заниматься дополнительными вопросами, свойственными сугубо государству, и мало того, что бесплатно, так еще и под страхом огромных штрафов в случае ошибки. Зато у контролирующих органов проявляется еще одна, весьма «вкусная» статья в виде контроля над контролирующими, то есть над «субъектами первичного финмона». Иными словами, создается еще одна коррупционная кормушка. Причем более всего пострадает разного рода «мелочь», для которой 34 тысячи гривен штрафа может оказаться катастрофой, ведущей к разорению.

Предлагаемые новации включают и некоторые послабления, от которых выиграют как раз крупные и богатые субъекты хозяйствования и клиенты. Прежде всего, увеличивается вдвое со 150 до 300 тысяч гривен сумма перевода, при котором банки не должны осуществлять проверку клиента. Очевидно, что подавляющего большинства клиентов эта норма не коснется, поскольку не слишком много клиентов единоразово оперируют такими суммами. В этом смысле, для банков сократится объем работы и риск «залететь» под штрафы.

Кроме того, выиграют крупные банки. В проекте норматива предлагается ограничить сумму максимального штрафа за нарушение правил финансового мониторинга десятью миллионами гривен. Это на руку крупным банкам, поскольку сейчас Нацбанк имеет право штрафовать коммерческие банки на сумму 1% от уставного капитала. Зато пострадает банковская «мелочь», поскольку сейчас банк с минимально допустимым капиталом в размере 200 млн гривен могут оштрафовать «всего» на 2 млн гривен, что намного легче, чем 10 млн гривен после введения указанных новаций.

Банки и другие «субъекты финмона» получат еще одно несомненное улучшение в виде некоего открытого реестра «национальных публичных лиц», каковой реестр, впрочем, еще предстоит создать силами антикоррупционных органов. Правда, эти органы будут черпать информацию, в том числе, из деклараций таких лиц, каковые декларации, как известно, далеко не всегда бывают предельно искренними.

В отношении публичных лиц, то есть лиц, занимающих определенные должности, действует особый порядок проведения финансового мониторинга в антикоррупционых целях. Правда, это пока совершенно не снизило уровень коррупции, но это отдельный вопрос. Банки и прочих «субъектов финмона» часто карают именно за нарушения норм в отношении публичных лиц, но четкого официального перечня таких лиц. В целом, эта норма законопроекта представляется разумной. Другое дело, что, повторим, это едва ли снизит коррупцию, причем касается это не подавляющего большинства граждан, а «узкого круга ограниченных людей», как говаривал покойный уже сатирик Задорнов.

Банки также получат право на законных основаниях отказать клиенту в проведении заведомо рисковой операции, чего сейчас они не имеют права делать.Зато для рядовых граждан проектом норматива предусматриваются существенные проблемы, часто граничащие с неадекватностью.

Важнейшей нормой документа является полная идентификация любой операции по переводу средств без открытия банковского счета. Все финансовые операторы, включая банки, финансовые компании, почтовые и платежные системы, обязуются снабжать любые переводы на любые суммы информацией об отправителе и получателе средств.

Некоторое послабление предлагается установить для небольших сумм до 30 тысяч гривен. Для таких транзакций следует указать только фамилию и инициалы отправителя и получателя, а также наименование операции. Это требование касается физических и юридических лиц, а потому при пополнении счета мобильного телефона придется указывать эти данные. Очевидно, что потребуется существенная перенастройка систем, что повлечет за собой дополнительные затраты, которые финансовые операторы с удовольствием возложат на граждан, увеличив тарифы и комиссионные.

Если сумма перевода превышает 30 тысяч гривен, то, кроме ФИО клиента, придется указывать место проживания, паспортные данные и идентификационный код (индивидуальный налоговый номер, ИНН). Если клиент отказывается указать эти данные в полном объеме, ему будет отказано в проведении операции. В свою очередь, финансовые операторы, они же «субъекты первичного финмона», обязаны будут своими силами и за свой счет заниматься слежением за тем, чтобы не было дробления денежных переводов, например, с целью уклонения от налогов. Повторим, это повлечет существенный рост издержек, которые будут переложены на конечных потребителей финансовых услуг. Условно говоря, если сейчас комиссионные в платежной системе составляют 3 гривны, то будут подняты, например, до 5 гривен.

Таким образом, государство, точнее чиновники, руками финансовых операторов за счет клиентов и рядовых граждан получат контроль над всеми без исключения и во всех подробностях финансовыми операциями юридических и физических лиц.

Делается это под священными лозунгами приближения отечественного законодательства к неким европейским нормам, а также к требованиям меморандума между Министерством финансов и МВФ.

Со многим из вышеизложенного, кроме откровенных перегибов, можно было бы согласиться, если бы не тот очевидный факт, что далеко не все вожделенные европейские нормы успешно работают в Украине, а многие из них откровенно извращаются.

Взять хотя бы такой вопрос, как финансовая тайна и конфиденциальность информации. Ведь собранные указанной выше сетью «стукачей» данные о финансовом состоянии и операциях рядового гражданина имярек (речь сейчас не о публичных лицах) могут легко и просто стать достоянием не только соответствующих государственных органов, но и, скажем так, далеко не благонадежных элементов.

В отличие от Европы, несмотря на обилие принятых законов о защите персональных данных и прочее подобное, в Украине никто ничего в этом смысле не гарантирует, ни за что не отвечает, а соответствующие базы данных на граждан можно купить очень даже недорого с весьма неблаговидными целями. Чиновники Минфина и власть в целом на эту тему особо не распространяются.

Александр Карпец