Финансы

УМВБ откроет торги валютными деривативами

Курсовые деривативы могут быть интересны клиентам банка — импортерам и экспортерам, а процентные могут пригодиться, прежде всего, самим банкам для хеджирования риска изменения ставок (допустим, когда по активным операциям ставка фиксированная, по пассивным — плавающая). В феврале биржа уже запустила рынок беспоставочных валютных фьючерсов. Председатель совета директоров УМВБ Олег Андронов надеется, что с помощью этих инструментов бирже удастся вернуть к себе интерес банков, которые после кризиса 1998 г. ограничиваются межбанком.

Начальник департамента валютного регулирования НБУ Елена Щербакова заявила, что Нацбанк проникся идеями биржи и даже планирует выдать ей генеральную валютную лицензию, которая нужна для организации торгов поставочными валютными фьючерсами. Кроме того, регулятор совместно с биржей разрабатывает нормативный акт, который позволит урегулировать этот рынок. «Мы считаем, что допуск новых финансовых инструментов на валютный рынок поспособствует Нацбанку в проведении политики уменьшения долларизации экономики»,— заявила госпожа Щербакова.

Тем не менее ни НБУ, ни банкиры особого ажиотажа не ожидают. По крайней мере, в ближайшем будущем. Елена Щербакова отметила, что Нацбанк еще полтора года назад разрешил форвардные сделки.

Но банки используют их не по назначению — не для хеджирования рисков, а для покупки или продажи валюты. Беспоставочные фьючерсы появились в биржевом листе УМВБ еще в начале февраля, но до сих пор на них не было ни одной заявки. Сбор в Пенсионный фонд (с 2007 г. — 1%) с операций купли-продажи безналичной валюты, заметила госпожа Щербакова, беспоставочным инструментам не должен мешать.

По мнению представителя «Ситибанк Украина» Кирилла Бондаря, Нацбанк частично сам виновен в вялости рынка: он установил норматив короткой открытой валютной позиции — 10% (ранее 5%) капитала. Этого мало. Кроме того, Нацбанк не считает беспоставочные операции такими, которые могут отражаться на валютной позиции банка. «Если бы можно было использовать фьючерс в сочетании с другими инструментами (закрыть позицию фьючерсом, разместить средства в одной валюте, а привлечь в другой и так далее), это было бы хеджированием рисков. А так сам по себе фьючерс — это игра»,— считает казначей «Банка НРБ» Дмитрий Золотько.

Впрочем, банкиры солидарны в том, что валютные деривативы — это вопрос времени. «Нужно утвердить продукт, лимиты на биржу, переговорить с клиентами»,— отметил Дмитрий Золотько. По словам Кирилла Бондаря, банк улаживает вопросы с материнской структурой и в ближайшее время осчастливит УМВБ сделками. А интерес клиентов банка к этим инструментам, по его мнению, очень вероятен.

Напомним, в 2005 г. НБУ предпринял некоторые меры по либерализации валютного рынка. Он разрешил арбитражные и форвардные сделки, а также конверсионные операции между валютами первой и второй групп классификатора. Как недавно заявил первый зампредседателя НБУ Анатолий Шаповалов, НБУ ведет переговоры с Кабмином о полной отмене сбора с операций купли-продажи безналичных валют с 2008 г.

prodaeva