29 апреля Анатолий Балюк официально должен был сложить полномочия председателя Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Так постановил Печерский районный суд Киева по заявлению бывшего сотрудника комиссии Алексея Шейкина, обязав г-на Балюка «прекратить государственную службу в должности и исполнить это решение немедленно». Между тем, по словам Михаила Непрана, руководителя аппарата ГКЦБФР, Госкомиссия уже подала апелляцию на решение Печерского суда в Киевский городской апелляционный суд. А Анатолий Балюк тем временем продолжает выполнять обязанности главы комиссии.
Алексей Шейкин, правда, вообще просил признать незаконным указ Леонида Кучмы о назначении Анатолия Балюка председателем ГКЦБФР. Думается, что Печерский суд удовлетворил иск частично лишь для того, чтобы не создавать правовую коллизию. Иначе пришлось бы признать незаконными все документы, скреплённые подписью главы Госкомиссии, начиная с 24 июня 2004 г.
Решение об увольнении г-на Балюка, можно сказать, было ожидаемым. Несмотря на то, что при рассмотрении его кандидатуры в Верховной Раде в 2004 г. «за» его назначение проголосовали 398 из 436 присутствовавших депутатов, уже тогда отмечалось, что новый глава никогда не имел никакого отношения к фондовому рынку, а наличие друзей-бизнесменов не является признаком профессионализма. Между тем среди его конкурентов, называвшихся тогда в парламентских кулуарах, были Игорь Митюков и Павел Гайдуцкий — люди куда более влиятельные, и профессионализм которых не ставился под сомнение.
Если перед назначением г-на Балюка в фондовых кругах поговаривали, что любой преемник Олега Мозгового на посту главы ГКЦБФР будет по крайней мере не хуже, то с назначением нового «равноудалённого» председателя быстро выяснилось, что г-н Мозговой, в общем-то, был не так уж и плох. Уже через полгода руководства г-ном Балюком комиссией заявление об отставке написал член ГКЦБФР Андрей Портнов (который, кстати, называется в качестве одного из вероятных преемников г-на Балюка). Г-н Портнов мотивировал свою отставку тем, что из-за руководства г-на Балюка на нуле находится политическоедоверие к комиссии. По его словам, более чем полгода не проводилось распределение обязанностей между её членами. Всё то время, что Балюк возглавлял ГКЦБФР, текущую работу вёл лишь аппарат комиссии, а руководство самоустранилось от выполнения своих обязанностей. Заодно г-н Портнов требовал, чтобы глава комиссии поставил перед Президентом и Верховной Радой вопрос о подтверждении доверия к себе как к руководителю комиссии.
По словам народного депутата Олега Салмина, в стране вообще нет Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. «Она сидит где-то под полой, отдыхает и выжидает, что за нее кто-то сделает на рынке какие-то шаги. Она превращается в фискальный орган…
Вместо того, чтобы развивать рынок, они начинают его контролировать — это самая пагубная система. В моем понимании, как она должна действовать, ее нет. Комиссия по ценным бумагам — это сильный рупор для создания правил игры на рынке, и в т.ч. корпоративных»,— подчеркнул г-н Салмин.
Отставки Анатолия Балюка громко требовало и бизнес-сообщество (особенно старалась небезызвестная бизнес- группа из Днепропетровска, пострадавшая от последних действий комиссии. Одно лишение регистраторской лицензии «Укрнефтегаза» чего стоит).
Пока что о дальнейшей судьбе г-на Балюка ничего не известно. Правда, сотрудники Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку утверждают, что г-н Балюк продолжает возглавлять комиссию. По словам Михаила Непрана, главы аппарата Госкомиссии, подана апелляция на решение Печерского суда в Киевский городской апелляционный суд.
Инвестиционное сообщество вряд ли сильно расстроится по поводу снятия г-на Балюка с должности. По словам представителя одной из инвестиционных компаний, пожелавшего остаться неназванным, «действующее законодательство вряд ли позволило бы лишить его должности другим путём, но возможные последствия такого решения могут оказаться пугающими. Лучшим для всех вариантом будет, если власть убедит Балюка добровольно уйти в отставку или, например, отправит его куда-нибудь послом…».