Финансы

Отнять и поделить

27 апреля Президент Виктор Ющенко потребовал от Кабмина в течение 10 дней завершить формирование перечня приватизированных с нарушениями предприятий для дооценки их стоимости или проведения повторных конкурсов по их приватизации. Первыми ласточками в процессе реприватизации стали «Криворожсталь», предприятия «Укррудпрома», ЗАлК и НАСК «Оранта». Украинская государственная машина, эксплуатируя фантом под названием «реприватизация», похоже, предпочитает держать бизнес-элиту в состоянии постоянного напряжения. При этом ставя под угрозу инвестиционную привлекательность страны.


 






Игорь Мазепа:
«Подобные действия государства будут иметь негативное влияние на бизнес компаний, где была проведена допэмиссия, а потом предпринимаются попытки ее отменить»






 


   Самым острым вопросом для потенциальных инвесторов после президентских выборов стала возможность реприватизации крупных предприятий, доставшихся ближайшему окружению прежнего руководства страны. 27 апреля Виктор Ющенко на расширенном заседании Кабмина отметил, что разговор о реприватизации или повторной приватизации держит в напряжении бизнес и отпугивает инвесторов. «Я настаиваю на том, чтобы в ближайшее время закрыть эту тему, и чтобы из нашей лексики был выведен термин «реприватизация»,— сказал Президент. К слову о списке. Как-то довелось услышать фразу одного высокопоставленного чиновника Кабмина, что список уже существует и лежит в сейфе (и это, похоже, правда; см. стр. 1), ожидая своего «звездного» часа. Проблема, по его словам, только в том, что после публичного обнародования списка в этой стране больше не будет фондового рынка.


   Интересно, что если вопрос о якобы незаконной приватизации «Криворожстали» и ЗАлКа решается в судах, то в случае с «Орантой» правительство применило административные рычаги. Напомним, распоряжением Кабмина Виктора Януковича была утверждена дополнительная эмиссия акций страховой компании. Государственный пакет акций был уменьшен с 50% до блокирующих 25%+1 акция. И хотя судьба «Оранты» должна была определяться в парламенте, где своего рассмотрения ждали целых два законопроекта о законности проведения допэмиссии, Кабмин не стал дожидаться решения законодателей. 20 апреля правительство отменило распоряжение Кабмина №49 от 4 февраля 2004 года о даче согласия на проведение допэмиссии «Оранты». Насколько можно судить по заявлениям премьер-министра Юлии Тимошенко, правительство намерено восстановить статус-кво и вернуть страховщика государству. «Распоряжение предыдущего правительства практически провело теневую приватизацию «Оранты» — страхового «монстра», который прекрасно мог служить государству. Мы сможем возвратить государству эту компанию»,— заявила премьер-министр. По логике правительства, страховой «монстр» будет возвращен в госсобственность, а виновники, потакавшие теневой приватизации,— привлечены к суду. Из-за такой «теневой приватизации» компании бюджет, по словам премьера, потерял «сотни миллионов долларов», которые можно было получить в результате легальной приватизации. По мнению Михаила Непрана, руководителя аппарата ГКЦБФР, одной отмены постановления Кабмина о допэмиссии недостаточно: «Пусть ФГИ обращается в суд. Выигрывает его, а потом уже мы будем принимать решение об отмене допэмиссии».


   По оценке экспертов, в действиях правительства имеется, в общем-то, справедливый посыл, что допэмиссия является неконкурентным способом «размывания» госпакета. Но с другой стороны — действия нынешнего правительства подпадают под понятие реприватизации. «Такого рода действия являются необоснованными, прежде всего из-за их шокового характера. Не взвешены все обстоятельства, не проведены переговоры с собственником. Справедливость несоизмерима ни с законностью, ни с целесообразностью»,— считает


Александр Пасхавер, руководитель Центра экономического развития. У Виталия Шушковского, начальника информационно-аналитического отдела ИК «Арт-Капитал», методы, используемые Кабмином для защиты интересов государства, тоже вызывают удивление. «С точки зрения Кабмина логично стремиться «отыграть назад» ситуацию с «Орантой». И если он видит возможность добиться этого в рамках правового поля, действовать нужно через суд. Если правительство хочет восстановить справедливость, то наказаны, в первую очередь, должны быть не частные компании, действовавшие с позиции своих интересов, а чиновники, способствовавшие принятию данного решения»,— считает г-н Шушковский. С ним согласен и Игорь Мазепа, гендиректор инвестиционной компании Concorde Capital. «В конце концов я не вижу, как можно вернуть все на свои места. Есть уже новые акционеры, они оплатили свои акции, возможно, что-то инвестировали в компанию,— говорит г-н Мазепа. И добавляет. — Подобные действия государства в целом будут иметь негативное влияние на бизнес компаний, где была проведена допэмиссия, а потом предпринимаются попытки ее отменить. На их операционную прибыль, перспективы, долю рынка и прочее, потому что это деньги, инвестиционные проекты, отношения с контрагентами. Но опять-таки, с другой стороны, это может быть сильным знаком тому же инвестиционному сообществу, что теперь правительство будет жестко защищать свои интересы, открыто проводить свою политику, в том числе в вопросах, связанных с бизнесом».


   Александр Пасхавер отметил: «Знаете, я интересуюсь историей своей страны, и обратил внимание, как много было случаев, когда активные ее делатели превращали победу в поражение. Вот у меня такое впечатление, что мы сейчас этим занимаемся. Превращаем нашу победу в наше поражение. В экономическом плане…».

zaytsev