Экономика

Украинская ГТС теряет стоимость и конкурентоспособность

«Газпром» завершил строительство газопровода «Северный поток» для поставок газа в страны ЕС в обход Украины. Этот проект не только сократит транзитные доходы «Нафтогаза», но и, по мнению экспертов, будет приносить убытки российской монополии, потому что ее дорогостоящее топливо теряет спрос у европейских потребителей.

Сегодня «Газпром» проводит мероприятия, посвященные торжественной сдаче в эксплуатацию второй нитки «Северного потока», за счет которой пропускная способность газопровода достигнет запланированных 55 млрд. куб. м газа в год. Эта инфраструктура позволит «Газпрому» сократить до минимума зависимость от украинской газотранспортной системы при поставках топлива на западноевропейские рынки (по итогам 2011 г. — 112 млрд. куб. м, при пропускной способности украинской ГТС на выходе — 178,5 млрд. куб. м), которые обеспечивают ему наибольшие прибыли.

Но коммерческая целесообразность затрат на ее строительство у экспертов вызывает сомнения. «Специалисты в газовой отрасли, в частности в Москве, не понимают, насколько сильно непопулярен в Европе природный газ в качестве топлива. Очень немногие европейские политики готовы публично поддерживать рост спроса на голубое топливо. Риск депрессии европейского газового рынка, когда потребность будет расти незначительно, гораздо выше для «Газпрома», чем для европейских стран, так как российская компания строит много новых, очень дорогих газопроводов для снабжения Европы, веря в рост потребления. В то время как большинство политиков в ЕС убеждены: если ресурсов природного газа не будет, они будут счастливы использовать неуглеводородные энергоресурсы»,— считает Джонатан Стерн из Оксфордского института энергетических исследований.

Эксперты убеждены, что спрос на трубопроводный газ будет снижаться, потому что значительную долю на рынке будет завоевывать сжиженный природный газ (СПГ), поставляемый в танкерах морским путем: этот ресурс более привлекателен для потребителей за счет сравнительно низкой стоимости. «Россия в последние годы создавала избыточные экспортные трубопроводные мощности и совсем не озаботилась созданием инфраструктуры по поставкам СПГ. В то время как за последние три года на рынок успели выйти новые сильные игроки (прежде всего Катар), обладающие более гибкими ценовыми и транспортными инструментами для обеспечения потребителей газом»,— сказал Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант».

О том, что популярность товара «Газпрома» на зарубежных рынках снижается, подтверждает официальная статистика. По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса России (ЦДУ ТЭК), в январе-сентябре текущего года экспорт российского газа сократился на 6,4% — до 135,598 млрд. куб. м, в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. При этом экспорт трубопроводного газа в дальнее зарубежье в январе-сентябре составил 82,264 млрд. куб. м (снижение на 1,1%, или на 942 млн. куб. м), в ближнее — 42,546 млрд. куб. м (снижение на 16,9%, или 8,622 млрд. куб. м). Прием газа из Средней Азии составил за девять месяцев 24,459 млрд. куб. м, что на 617,7 млн. куб. м выше уровня аналогичного периода прошлого года.

Увеличение закупок азиатского газа, очевидно, связано с сокращением добычи топлива «Газпромом», которому необходим дополнительный ресурс для выполнения зарубежных контрактов. По статистике ЦДУ ТЭК, компания в январе-сентябре снизила добычу на 5,8% — до 352,072 млрд. куб. м, в то время как ее ближайший конкурент — компания «Новатэк» (не обладающая, однако, правом экспорта.— «i») — нарастил добычу на 7,3%, до 37,479 млрд. куб. м.

Дефицит топлива у «Газпрома» для экспорта в перспективе сохранится, компании будет сложно поддерживать добычу топлива, потому что в последние годы она не уделяла достаточно внимания приросту своих запасов. Поэтому на фоне падения спроса у «Газпрома» вряд ли возникнут сложности с выполнением обязательств по долгосрочным контрактам.
Президент России Владимир Путин признает, что коммерческая эффективность «Газпрома» снижается. Он считает, что надо менять экономику компании, но выступает против выделения из ее структуры газотранспортного бизнеса. Потому что, по мнению президента России, если выделить отдельно транспорт, «то транспортная составляющая умрет сама по себе», так как она не представляет интереса как бизнес.

Что касается перспектив украинской ГТС, то в правительстве Николая Азарова до сих пор не исключают возможности создания газотранспортного консорциума с Россией и Евросоюзом для ее совместной модернизации и эксплуатации, хотя переговоры по этому поводу уже несколько лет не приводят к конкретному результату. Такая модель управления ГТС позволила бы получить гарантии от России в ее загрузке транзитным газом, от Брюсселя — в потреблении российского топлива. А по сути — сохранить ведущую роль украинской магистрали в экспорте российского газа в ЕС. Однако участникам переговоров не удается согласовать свои политические и экономические интересы.
Поэтому «Газпром» не отказывается от строительства газопроводов в обход Украины, чтобы снизить транзитные риски, а «Нафтогаз» ищет альтернативные возможности для использования магистральных газопроводов. В частности, рассматриваем вариант реверсной эксплуатации на западной границе для организации поставок газа с европейских рынков, где его можно приобрести по спотовым контрактам на более выгодных ценовых условиях.


Маршрут «Северного потока»

Маршрут «Северного потока». Иллюстрация bellona.ru

dolinchuk