Экономика

Украина хочет потеснить «Газпром» на европейском рынке

Просчеты в стратегическом развитии «Газпрома» позволяют Украине реализовывать проекты, благодаря которым она сможет экспортировать голубое топливо в 18 европейских стран и влиять на газовый рынок ЕС. Успешность таких планов зависит от решений на высшем политическом уровне.

На этой неделе, 15 ноября, в Одесской области должно начаться строительство терминала для приема сжиженного природного газа (LNG-терминал), которое требует EUR846 млн. инвестиций. Затраты Украины как государства, по предварительным расчетам, не должны превысить 25% от этой суммы, то есть около EUR210 млн., из которых EUR165 млн. планируется покрыть за счет кредитов  зарубежных банков, обеспеченных госгарантиями.

«Ведутся переговоры с восемью иностранными банками»,— сообщил Виталий Демьянюк, председатель координационного совета национального проекта «LNG-терминал». Он объяснил, что кредит необходим для финансирования морской части этого проекта, а также технологичной составляющей его строительства: плавучей установки для хранения газа и регазификации и терминала наземного базирования (FSRU-терминал).

«Украинские компании сидят и ждут»

Испанская компания Enagaz, которая уже управляет четырьмя LNG-терминалами и достраивает пятый, подтвердила свою заинтересованность выступить соинвестором и оператором украинского проекта. По предварительной договоренности, в консорциуме ей будет принадлежать 75%.

Однако в перспективе этот процент может уменьшиться, если увеличится количество участников консорциума, например, за счет вхождения в него поставщиков газа или оборудования. В частности, сейчас ведутся переговоры с Excelerete Energy, которая будет поставлять FSRU-терминал и согласилась приобрести долю в проекте, с Total, BP, BG Group, Kogas и американскими компаниями.

Украинского бизнеса среди потенциальных инвесторов нет. «Украинские компании пока что сидят и ожидают. Мы работаем с теми, кто умеет строить и эксплуатировать LNG-терминалы, поставлять для них газ. В Украине таких компаний нет. Но наш бизнес будет счастлив, если на рынке появится газ, альтернативный российскому»,— отметил Виталий Демьянюк.

Для повышения инвестиционной привлекательности проекта по строительству LNG-терминала новоизбранная Верховная Рада должна заняться совершенствованием законодательства, которым регламентируются финансовые и хозяйственные операции с участием зарубежных компаний. Также, по словам Виталия Демьянюка, продолжает прорабатываться вопрос об условиях ценообразования на газ, который будет реализовываться через украинский LNG-терминал.

«Экономический расчет зависит от того, какую цену мы получим от поставщика. Для нас очень выгоден Катар, невыгодны страны с восточной стороны, например, Малайзия. Там большое транспортное плечо и Япония, которая влияет на формирование высокой стоимости газа за счет большого спроса на этот вид топлива»,— пояснил чиновник. Кроме закупок у производителей сжиженного газа, рассматриваются также варианты его закупок на спотовых рынках.

Но ключевой вопрос — это определиться, будут ли заключаться долгосрочные контракты либо контракты на короткий срок, привязывать формулу ценообразования на газ к нефтяным котировкам или к динамике стоимости газа на европейских газовых хабах. «Наша главная цель — к 1 января 2015 г., когда планируется запуск плавучей установки, первой очереди проекта, иметь законтрактованными 4,5 млрд. куб. м газа в год»,— сказал Виталий Демьянюк.

Общая мощность LNG-терминала — 10 млрд. куб. м газа в год, которую планируется запустить к 2018 г. Тогда этот проект, как считает председатель координационного совета национального проекта «LNG-терминал», станет инструментом, который позволит Украине экспортировать газ в 18 стран Европы и влиять на газовый рынок.

 

Медведчук критикует диверсификацию

Но чтобы такая амбициозная цель, способная внести радикальные изменения не только на газовом европейском рынке, но и в геополитической картине Европы, стала реальностью, Украине еще предстоит побороться за сжиженный газ. «За сжиженный газ идет отчаянная война между европейцами, где Украине особо рассчитывать не на что»,— говорит Константин Симонов, директор Фонда национальной энергобезопасности России.

Также необходимо нарастить собственную добычу газа, в том числе из сланцевых месторождений и метана угольных пластов. Для этого, как подсчитали эксперты американской консалтинговой компании IHS CERA, потребуется десятикратное увеличение ежегодных инвестиций в разведку и добычу газа от сегодняшнего уровня в $1 млрд. в год до $10 млрд. в год. Несмотря на нестабильность мировой экономики, зарубежные компании имеют возможности для инвестиций в развивающиеся рынки, к которым относится и украинский, считают эксперты компании Ernst & Young.

«Однако инвесторам нужна актуальная и точная информация, которая позволит делать долгосрочные прогнозы в отношении перспектив их работы в Украине. А украинские власти не могут обеспечить стабильную политическую ситуацию в стране»,— сказал «i» Сергей Дубов из инвесткомпании «Профит Гарант».

Кроме того, проекты по усилению национальной энергобезопасности и сокращению зависимости от российских энергоресурсов требуют серьезной политической поддержки на высшем государственном уровне. «Можно прогнозировать усиление противостояния идеям по организации новых источников поставок нефти и газа на украинский рынок, альтернативных российским, со стороны Виктора Медведчука, бывшего руководителя Администрации президента Леонида Кучмы, который стремится вернуться в публичную политику и сейчас возглавляет общественное движение «Украинский выбор»,— отметил эксперт.

Кроме строительства LNG-терминала и наращивания добычи углеводородов, в правительстве Николая Азарова делают ставку на организацию поставок газа из стран ЕС — более дешевых (на $20-30 за 1 тыс. куб. м), чем российские. Благодаря этому «Нафтогаз Украины» может сократить до контрактного минимума (около 27 млрд. куб. м в год) закупки у «Газпрома» или вовсе от них отказаться. Впрочем, последний вариант возможен не ранее 2018 г., когда истекает срок действия действующих договоренностей, подписанных в феврале 2009 г.

Сейчас Украина закупает российский газ по $432/1 тыс. куб. м. Такая же его цена ожидается в 1-м квартале 2013 г. С начала текущего месяца «Нафтогаз» начал пробные закупки газа у немецкой RWE, которые, по неофициальной информации, к маю следующего года достигнут 5 млрд. куб. м газа в год по цене $360/1 тыс. куб. м. Поставки осуществляются с польской территории.

Виктор Медведчук раскритиковал эту идею. По его словам, происхождение этого газа неизвестно, и вероятнее всего, это российский газ, который могут даже не прокачивать по территории Украины в Европу. «Очевидно, что при больших объемах транспортировки такая схема может существовать только на бумаге. Газотранспортная система Европы и Украины не резиновая, чтобы вначале прокачивать российский газ через нашу страну, потом через Польшу и Германию, а потом тем же маршрутом возвращать топливо обратно»,— написал он в своем блоге. Также председатель «Украинского выбора» ранее критиковал планы правительства Николая Азарова привлечь инвесторов для разработки отечественных месторождений сланцевого газа, ссылаясь на возможные негативные экологические последствия.

Shell как пример для подражания

Вопреки рыночным предпосылкам, «Газпром» не видит оснований для изменения условий действующих договоренностей с Украиной, хотя некоторым своим европейским партнерам снизил цену на свое топливо. На прошлой неделе переговоры по этому поводу успешно завершила компания Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo (PGNiG). Ранее о более благоприятных ценах на российский газ смогли договориться компании E.On, ENI, Gaz de France, Slovensky Plynarensky Priemysel (SPP), OMV.

Аналитики агентства Fitch Ratings полагают, что переговоры с «Газпромом» о пересмотре цен долгосрочных контрактов на поставки газа приведут к уменьшению убытков, которые согласно отчетности некоторые европейские энергетические компании понесли по продажам газа. «Однако в будущем могут потребоваться дополнительные скидки для восстановления прибыльности этих компаний в условиях все менее регулируемого европейского рынка»,— прогнозирует Fitch Ratings и напоминает, что «Газпром» длительное время противостоит включению спотового компонента в свои контракты о долгосрочных поставках.

Обосновывая необходимость сохранения привязки газовых тарифов к мировой цене нефти, «Газпром» объясняет, что проекты по добыче и транспортировке газа весьма капиталоемкие и рассчитаны на окупаемость в течение многих лет. Не имея возможности прогнозировать доходы, производители газа не смогут привлекать инвестирование в освоение новых месторождений и поддерживать добычу на стабильном уровне, что со временем поставит под угрозу надежность газоснабжения потребителей.

«Потребности в крупных инвестициях в разведку и добычу испытывают и другие мировые производители газа, не меньше они заинтересованы и в окупаемости проектов, но далеко не все придерживаются той же логики, что и «Газпром». Например, Shell исходит из того, что следует приспосабливаться к меняющемуся рынку, а не пытаться всеми силами удержать привычные условия работы, не обращая внимания на появление новых реалий»,— отмечает Юрий Когтев из компании RusEnergy.

Если бы, по словам эксперта, «Газпром» инвестировал хотя бы часть денег, направляемых сегодня на строительство новых трубопроводов, в развитие переработки газа, то, возможно, ему не пришлось бы оспаривать внесение изменений в газовые контракты так ожесточенно, как он делает это сегодня.

dolinchuk