Экономика

Смогут ли украинские строительные компании конкурировать с европейскими после подписания ассоциации с ЕС

Исполнительный директор управляющей компании "Альтком" Дмитрий Подгорный рассказал, как им удалось выиграть тендер на ремонт трассы Киев-Одесса и почему до сих пор не рассчитались с субподрядчиками за строительство объектов к Евро-2012

Вопрос: В этом году вы выиграли крупный проект в Туркменистане. Какие еще важные проекты были начаты в 2013?

Ответ: В этом году компания продолжает активно осваивать внешние рынки. Как вы знаете, в 2013 году сдан в эксплуатацию автодорожный мост между городами Атамурат и Киркичи через реку Амударью, а также выигран ряд крупных тендеров в Туркменистане. Сейчас мы ведем строительство двух мостов между городами Туркменабат и Фарап, международного аэропорта в Туркменабате и аэродромного комплекса в городе Дашогузе. В России специалисты компании реконструируют корпус музыкальной школы им. Гнесиных. В Украине выигран тендер на капремонт трасы Киев–Одесса (М-05) на участке с 17 до 87 км, проект финансируется за счет средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Мы продолжаем строительство четвертой очереди дороги в обход Донецка и реализацию других проектов.

В: “Альтком” создал офис в Нидерландах, с чем это связано?

О: Сближение Украины с ЕС, евроинтеграционные процессы диктуют нам направления дальнейшего развития. Готовясь к предстоящим изменениям, открытию новых рынков, мы уже сегодня действуем на опережение, меняя нашу структуру, делая ее более прозрачной для иностранных партнеров. Компания уже соответствует новым требованиям и готова работать на международном уровне. У нас открыты два офиса — административный в Амстердаме и производственный в Роттердаме, которые готовят предложения компании для участия в международных тендерах. Необходимость создания офиса в Нидерландах продиктована стремлением работать на зарубежных рынках, повысить свою привлекательность и прозрачность для иностранцев.

В: И как другие страны оценивают вашу привлекательность?

О: Мы уже несколько лет активно работаем в Туркменистане. Как я уже говорил, в этом году сдан один мост через реку Амударья, строятся два моста мосты между городами Туркменабат и Фарап, международный аэропорт в Туркменабате, аэродромный комплекс в Дашогузе, ведутся работы в России, в Украине для австрийской компании строим деревоперерабатывающий завод в Коломые. Тот же тендер на капремонт дороги Киев-Одесса был международного уровня, “Альтком” был единственной отечественной компанией, которая была допущена к участию, мы соревновались с конкурентами из Турции, Китая, Чехии, Испании, Италии…

В: Рассчитываете, что вы сможете конкурировать на западноевропейских рынках с их компаниями?

О: Да. Тендер на капремонт дороги Киев-Одесса мы выиграли у конкурентов из Турции, Китая, Чехии, Испании и Италии. И поверьте — у нас не было ровно никаких преференций, как у украинской компании. Просто такого парка техники и опыта работ, как у нас, не может предложить никто в Украине и далеко не все в Европе.

В: Вас обвиняют в непогашенных задолженностях. Это может помешать получать заказы на западноевропейских рынках.

О: Без банковских гарантий нам не дали бы не только заказ, но и не допустили бы к участию в конкурсе. Сегодня “Альтком” сотрудничает с десятками финансовых учреждений и под каждый объект выдаются финансовые гарантии, то же касается и строительства в Туркменистане, капитального ремонта автодороги дороги Киев-Одесса, финансируемого за счет средств Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. Поверьте, финансовые учреждения такого уровня проверяют исполнителей очень тщательно.

В: А долги перед субподрядчиками, которые были задействованы на объектах Евро-2012?

О: “Альтком”, так же как и эти подрядчики, не получил в полном объеме оплату за выполненные работы на объектах, возводимых в рамках подготовки Украины к Евро-2012. Причем, ситуация аналогична как по Львову, так и по Донецку. У нас также в связи с этим возникает ряд финансовых трудностей, но мы не проводим по этому поводу пресс-конференций. В Донецке, например, местные власти идут нам навстречу и оказывают содействие в решении вопросов погашения задолженностей, в частности посредством переговоров с представителями государственных органов власти. Во Львове выбрали иной путь.

В: В то же время после Евро-2012 много говорилось о том, что стоимость объектов явно завышена.

О: Все зависит от того, на какую сравнительную базу опираются “обвинители”. Объекты, которые возводились в рамках подготовки Украины к Евро-2012, во многом были уникальными, поскольку в стране отсутствовали не только объекты-аналоги, но и применяемые технологии, техника, материалы. Например, начиная работать в донецком аэропорту, мы привлекали немецких специалистов, обучали наш персонал, ведь это был первый за годы независимости страны проект реконструкции аэродромного комплекса. Сегодня это одна из лучших ВПП в Европе, а мы получили два заказа на строительство “взлеток” за рубежом.

В процессе проектирования и строительства объектов инфраструктуры были задействованы ведущие проектные институты, архитектурные бюро, а также европейские консультанты и эксперты УЕФА. Но, если хотите, давайте сравним: стоимость строительства стадиона “Арена-Львов” — 214 млн евро (вместимость 33 тыс. человек), а стадиона в Варшаве — 480 млн евро (вместимость 55 тыс. человек); Стоимость ВПП в аэропорту Донецка (4 км, сертификация по требованиям ИКАО III a) — 165 млн евро, при этом аэропорт “Краснодар” (Россия) — 133 млн евро (до 4 км, сертификация по требованиям ИКАО II); терминал “Е” Шереметьево (пропускная способность — 1600 человек в час) — 300 млн долларов, аэропортовый комплекс в Донецке (3100 человек в час) — 400 млн долларов. Вот вам порядок цифр. Конечно, все очень относительно, ведь у каждого проекта есть свои особенности. Например, при строительстве “взлетки” во Львове пришлось осушать болото, а в Донецке — переносить газопровод. И можно найти массу таких нюансов, если нужно показать строительство в том или ином свете, оставим это на совести “обвинителей”.

В: Тогда прокомментируйте пожалуйста еще обвинение в аффилированости с властями и их покровительстве.

О: Честно говоря, мы уже устали опровергать эти обвинения, мы не занимаемся политикой. Донецкую ВПП и многие другие объекты дорожной инфраструктуры мы строили еще при так называемой “оранжевой власти”, капсула на строительстве моста Атамурат-Киркичи закладывалась президентом Виктором Ющенко. Когда шла подготовка к Евро-2012, компании приписывали покровительство Бориса Викторовича Колесникова. Теперь, когда в начале года президент Украины Виктор Янукович вместе с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым заложили капсулы на строительстве мостов и аэропорта в Туркменистане, нам приписывают покровительство Виктора Януковича.

В: Какие у вас планы на 2014 год?

О: Продолжаем строить цементный завод, четвертую очередь дороги в обход Донецка, туркменские объекты, активно участвуем в тендерах за рубежом. Зарегистрированы филиалы компании в Ираке и Курдистане, планируется открытие представительства во Вьетнаме и других странах.

semenov