В Украине вполне может повториться ситуация, которую страна переживала в 90-х: тотальные неплатежи, веерные отключения, энергосистема на грани развала. Причина банальная – нехватка средств. И если в самое ближайшее время ничего не изменится, осенью возможны не только шахтерские бунты, но и энергетический коллапс.
Идем к банкротствам
Факты таковы. Уровень оплаты за электроэнергию в мае – наихудший за несколько последних лет (генерации оплачивают в среднем чуть более 21%). Только за 4 месяца нынешнего года недополучено порядка 1,3 млрд грн за отпущенное энергоснабжающими компаниями электричество. Основные должники – это водоканалы и госшахты.
Более того, в апреле объемы товарной продукции генерации и долгов энергорынка за нее сравнялись и достигают 7,8 млрд грн. И такая же ситуация прогнозируется в мае-июне. Если так будет продолжаться и дальше, не за горами массовые банкротства генерирующих компаний – им просто не за что будет покупать топливо и финансировать эксплуатационные расходы. А ситуация уже достаточно запущенная, и долги растут как снежный ком.
«Задолженность за электроэнергию водоканалов и шахт, а также растущие долги населения перекладываются на предприятия-производителей этой энергии. Если ситуация будет и дальше развиваться таким образом, то мы скатимся к кризисной ситуации 90-х годов, когда генерирующие компании не имели денег даже для закупки топлива. Уровень платежей в то время составлял около 70%, из них только 20% – денежные средства, а остальное – векселя, бартер, и т.д. Тогда чуть не рухнула генерация, потому что использовались хитрые вексельные схемы. Если будут нарастать неплатежи и увеличиваться задолженности, то гипотетически мы можем вернуться к той ситуации», – заявил руководитель энергетических программ Центра «Борисфен Интел» Сергей Дяченко.
Большой бюджетный «привет»
Долговая «лепта» одних лишь водоканалов в январе-апреле 2013-го возросла на 830 млн грн (сегодня предприятия водоснабжения в общем должны 3,3 млрд грн). Председатель Федерации работодателей ЖКХ Олег Адамов связывает процесс накопления долгов с проблемой возмещения бюджетами разницы между себестоимостью услуг и тарифами.
Напомним, что согласно украинскому законодательству, госбюджет должен компенсировать предприятиям разницу в тарифах на воду и тепло, если эти тарифы ниже реальной себестоимости услуг. «Проблема задолженности по разнице в тарифах актуальна как для водоканалов, так и для теплогенерации. Перебои в работе водоканалов могут действительно негативно сказаться на работе предприятий-поставщиков тепловой энергии, и, безусловно, отразиться на энергогенерации — основном кредиторе водоканалов», — отметил глава Федерации.
А теперь самое главное: на эти цели денег в бюджете… нет. И, похоже, не предвидится. В Спецфонде отдельной строкой для этого предусмотрены чуть более 5 млрд грн субвенций. Но вот незадача – эти деньги должны поступать в бюджет из абсолютно фантастических источников, вроде «погашения налоговой задолженности компаний электроэнергетики и углепрома». А это уже похоже на замкнутый круг. Так что энергорынку рассчитывать на поступление этих средств можно с тем же успехом, что и на снижение «Газпромом» цены на газ до подзабытых $50 за тысячу кубометров.
К слову, по состоянию на начало II квартала текущего года Спецфонд по статье «энергетической» субвенции получил лишь 90 млн грн – это 1,7% от предусмотренной суммы. Масштабы недофинансирования впечатляют, не правда ли?
В этой ситуации остается лишь посочувствовать энергетикам, на которых замкнулась вся цепочка долгов. Получается, что бюджет не компенсирует разницу между тем, что платит население, и реальной себестоимостью услуг (водо- и теплоснабжение), коммунальные предприятия не рассчитываются с энергетиками, а последние даже не могут отключить те же водоканалы за неуплату. Какой же выход возможен в данной ситуации? Кто не только должен, но и будет платить?
Люди или бюджет?
Здесь мнения экспертов разделились.
«Конечно, правительство должно гасить разницу в тарифах. Это процедурный вопрос, определенный бюджетным кодексом. Ничего бесплатного не бывает, и если что-то кому-то дается «бесплатно», то кто-то все равно должен за это платить. Поэтому если есть какие-то льготы или неуплата со стороны населения, то они должны быть перекрыты из бюджета той структуре, которая обеспечивает эти коммунальные услуги», — считает первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам бюджета Оксана Калетник.
С ней согласен ее коллега, первый замглавы комитета ВР по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики Владислав Лукьянов: «Существующий уровень тарифов не покрывает всю структуру себестоимости предоставляемых услуг водоканалами. Нужно принимать решение о выделении денег с Госбюджета на погашение этих тарифов. Сегодняшняя ситуация негативно влияет на качество водоснабжения в Украине», – отметил нардеп.
Более категоричны профильные эксперты. «Чтобы остановить рост задолженности водоканалов за электроэнергию, необходимо повысить тарифы на водоснабжение до экономически обоснованного уровня», — считает Денис Саква, старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital. Он считает этот шаг «единственным жизнеспособным в долгосрочной перспективе способом, который остановит рост задолженности». Поскольку в госбюджете отсутствуют необходимые средства для погашения уже накопившихся долгов. «Поддержка из государственного бюджета становится все более проблематичной, так как с падением экономики доходы бюджета тоже падают. А, кроме водоканалов, на бюджет ложится нагрузка по поддержанию теплокоммунэнерго, тарифы которых ниже себестоимости, и компенсации «Нафтогазу Украины» за поставки газа теплокоммунэнерго», — отметил аналитик.
Тарифы на водоснабжение нужно повышать, уверен и замглавы комитета ВР по вопросам строительства и ЖКХ Владимир Сальдо. «Конечно, никому этого делать не хочется. Но что лучше: иметь низкий тариф и постоянные проблемы с водой и отводом канализационных стоков или все-таки заплатить реальную цену и решить эти проблемы?», – говорит Сальдо, который 10 лет был мэром Херсона.
По словам советника председателя «Киевводоканала» Виктории Яковлевой, сегодняшний тариф, утвержденный Нацкомиссией регулирования рынка коммунуслуг – скорее социальный, он почти не менялся последние 5 лет. «При этом существенно выросли его составляющие – стоимость реагентов для очистки воды из Днепра и Десны, электроэнергии, горюче-смазочных материалов, заработной платы. В прошлом году к тарифу на воду добавили 18 копеек из-за роста цен на энергоносители, но это несоизмеримые цифры», – подчеркнула Яковлева.
Без воды или без света?
Пока Кабмин решил обойтись «малой кровью» и разрешил ГП «Энергорынок» осуществить закрытый выпуск 5-летних облигаций на 1,5 млрд грн. Понятно, что это – временное решение, которое лишь отложит проблему. Тем временем, по мнению главы парламентского комитета по вопросам соцполитики и труда Петра Цибенко, из-за растущих долгов ситуация вполне может дойти до отключений воды. «Часто получается так, что в государстве для бюджетной сферы денег нет и не предвидится. Но я считаю, что эти деньги для погашения разницы в тарифах должны быть найдены. Потому что это обязанность государства. Если хотите, то это вопрос безопасности страны, ведь люди терпят-терпят, а потом это терпение кончается», – отметил нардеп. А это уже может привести не только к отставке правительства (как это произошло в Болгарии), но и к чему-нибудь похуже.
Следует также учесть, что шахты не рассчитываются с энергетиками за ток, из-за чего генерация не сможет заплатить… за уголь. И долги на шахтах также растут семимильными шагами.
«Уже осенью могут возникнуть проблемы с выплатой зарплаты у шахтеров, а позже – у энергетиков», – прогнозирует Евгений Тимошенко, старший аналитик компании «Интегритес». – Ситуация принимает угрожающий характер, так как помимо водоканалов можно ожидать социально-экономических проблем у всех участников производственной цепочки, начиная с добычи угля. Это чревато социальным напряжением как со стороны поставщиков коммунальных услуг, так и со стороны потребителей».
Кажется, уже можно делать ставки: что у нас раньше отключат – воду или свет?