Европейцы порой очень далеки от представлений о происходящем в Украине. Мы знаем, что наши правительства поддерживают Украину, мы знаем, что в страну, являющуюся соседом России, равно как и в африканские страны, отправляются значительные средства. Однако если в Африку эти средства отправляются на борьбу с голодом, то представители оппозиции в Украинской республике получают их для того, чтобы страна смогла как можно скорее стать на европейский путь развития. Тем более, что граждане Украины этого хотят.
Развитие демократических ценностей в Украине активно поддерживается странами Запада. Причем, поддерживается не только морально, но и материально – путем выделения вполне конкретных и весьма немалых средств. Только на борьбу с коррупцией в Украине Запад выделяет ежегодно более 400 миллионов долларов.
По данным Фонда Фулбрайта, с 1992 года в программах западных фондов приняли участие около 20 тыс. активистов украинских общественных и политических объединений. Среди тех, кто участвовал в этих программах, были бывшие и нынешние депутаты Парламента – Николай Томенко, Андрей Шевченко, Олесь Доний, Григорий Немыря, Владислав Каськив и другие. Многие из этих украинских политиков и сейчас продолжают активно привлекать гранты.
На сайте ric.ua размещена информация о том, что в Украине действует около 400 фондов с международным статусом, более 350 международных организаций, работающих в гуманитарной сфере, 180 структурных подразделений иностранных «негосударственных» организаций.
Подавляющее большинство фондов представляют капитал США. Среди них самые крупные и активные: USAID (Внешнеполитическое ведомство Правительства США), NDI (Национальный демократический институт США), IRI (Международный республиканский институт), NED (Фонд развития демократии), Фонд Евразия, Freedom House, Международный фонд «Возрождение». Последний – детище известного Джорджа Сороса, самый известный фонд в Украине, которым долгое время руководил нынешний председатель парламентского Комитета по вопросам евроинтеграции Григорий Немыря.
Кроме американских, в Украине активно действуют фонды Великобритании (Westminster Foundation, British Council, DFID). Не отстает также Германия (фонды Аденауэра, Эберта, Маршалла), Канада (CIDA).
По информации украинской газеты «Деловая столица», с 1992 по 2011 годы различные международные финансовые организации и правительства стран-доноров предоставили Украине безвозмездную техническую помощь на сумму более $8 млрд.
Львиная доля этих средств предназначалась для финансирования проектов в сфере энергетики, экологии, транспорта, реформ государственного управления и развития муниципалитетов, а также для поддержки малого и среднего бизнеса. Поддерживали доноры и социальные проекты, СМИ, реформу судебной системы, медицину, образование, различные программы законодательных реформ.
Гранты на коррупцию или на борьбу с ней?
Помимо международного фонда «Возрождение», самого известного лоббиста демократических ценностей в Украине, довольно значимую роль на этом четко сформировавшемся рынке играет общественная организация «Опора». Именно с двумя данными структурами сотрудничают крупнейшие интернет-сайты, каналы и общественные организации, декларирующие приверженность западным демократическим ценностям – «Украинская правда», «Телекритика», ТВі и прочие.
Однако проблема в том, что отстаивание демократических ценностей в Украине давно стало доходным бизнесом, это на самом деле «рынок коммерческих услуг» с колоссальной рентабельностью. По крайней мере, именно так это выглядит.
Этот рынок, похоже, перестал быть направленным на реальную работу. Пользуясь доверием Запада, лоббисты евроинтеграции начали брать деньги на проекты, которые либо вовсе не исполнялись, либо просто не соответствовали заявленной сумме трат. Ведь грант – это средства, которые безвозмездно передаются дарителем организации или частному лицу на конкретные цели. Самое главное, что грант – не заем, его не нужно возвращать. В Украине это поняли слишком буквально.
Например, на протяжении 2002–2008 гг. от Всемирного банка в виде грантов было привлечено $10,5 млн, которые должны были быть потрачены на подготовку совместных с Банком кредитных проектов. Однако из 15 проектов половина так и не была реализована. Некоторые проекты вообще оказались дорогостоящими пустышками, хотя за их выполнение брались довольно известные в Украине журналисты и общественные деятели. Фактически получается, что общественные организации, которые получили грантовую помощь Запада, деньги «отмыли» посредством найма каких-то непонятных консультантов и экспертов и перевели на чьи-то личные счета.
Многие проекты, даже в случае их реализации, не достигали заявленных целей. Выполнение программ организаций, которые получали гранты от Запада, никак не меняло ситуацию ни со свободой слова, ни с соблюдением прав и свобод человека или демократических норм и процедур. Откуда я делаю такой вывод? Очень просто. Ведь в новых заявках пишут, что ситуация становится только хуже. То есть, деньги европейских налогоплательщиков, которые сегодня, во время кризиса, сами вынуждены затянуть пояса, уходили в никуда.
Примеры таких проектов: «Добропорядочный кандидат в парламент 2012 года», «Организационная поддержка журналистского движения «Стоп цензуре!», «Мониторинг новостей ведущих телеканалов Украины по соблюдению стандартов в избирательный период», «Мониторинг политических ток-шоу и итоговых информационно-аналитических телепрограмм украинских каналов». Средства списывались на обучение и тренинги специалистов. После – проекты заканчивались.
Желание Европы поддерживать перспективных, новых политиков на постсоветском пространстве также зачастую, похоже, используется в меркантильных целях. Ради получения грантов вчерашние руководители комсомольских организаций начинают публично высказываться за евроинтеграцию и всеми силами декларировать свою оппозиционность к власти действующей. Как итог – гранты становятся существенной статьей доходов для наполнения бюджета оппозиционных партий.
Получается, ЕС активно вливает бензин в бак евроинтеграционной машины, но колеса этой машины оторваны от земли, и заметных евроинтеграционных успехов с украинской стороны абсолютно не наблюдается…
Например, после выделения средств на борьбу с коррупцией начиналась активная работа, объявлялись конкурсы, выдвигались проекты и т.д. Но как происходила реальная борьба за грант? «Объявляют конкурс за 5-10 дней до окончания срока подачи заявок. Нам вообще прислали информацию за три дня и перед выходными, а другой организации через четыре недели после окончания конкурса», – рассказал мне на условиях анонимности один из участников подобных конкурсов из Украины.
То есть, выходит, что организаторы конкурсов намеренно создавали все условия для того, чтобы эти конкурсы не состоялись. Куда же тогда девались деньги, выделенные на деятельность по развитию демократических ценностей? Рейтинг самых коррумпированных стран мира, в котором Украина постепенно выходит на лидирующие позиции, наводит на мысль о том, что средства на борьбу с коррупцией осваиваются непрозрачно.
Даже на официальном сайте фонда «Возрождение» можно найти весьма интересную статистику. С 2001 по 2010 год в Украине удовлетворялась, в среднем, лишь треть заявок на гранты, причем, в основном, с урезанным финансированием.
То же самое и с суммой предполагаемых проектов. Например, когда инициаторы просили на проект 20 000 долларов, им выделялось 8 000. И только в 2011 году ситуация выравнялась. Возможно, это связано со сменой руководства Фонда, или же с тем, что украинские потребители западных средств стали более искушенными в плане подготовки проектов.
Схемы «распыления средств»
Чтобы не ссылаться только на общую статистику, предлагаю вниманию читателя несколько реальных примеров нецелевого использования средств.
Виктория Сюмар, глава «Института массовой информации», который специализируется на освещении проблем евроинтеграции, получила грант на создание проекта «Сеть блогеров». Проект был призван объединить прогрессивное сообщество украинского Интернета. Однако деньги, выделенные Сюмар на этот проект, ушли, по сути, «в воздух». Никакую сеть блогеров никто так и не создал.
Впрочем, грешат украинские получатели западных грантов и такой сферой «деятельности» как реализация абсолютно надуманных и бесполезных по своей сути проектов. Не так давно в украинской прессе появилась информация о том, что движение «ЧЕСНО» («ЧЕСНО» занимается мониторингом соответствия работы и поведения депутатов демократическим критериям – ред.) подготовило заявку на новый грант для USAID.
Заявлено было следующее – создание нового проекта, целью которого станет контроль выполнения предвыборных обещаний, данных депутатами Парламента. Также с этой целью был запланирован ряд журналистских расследований. Каковы результаты? Поставлен ли украинский парламент, проработавший за три месяца только неделю (!) под контроль общества? «ЧЕСНО» как серьезную организацию воспринимают не более двух десятков депутатов, остальные даже не обращают внимания на их акции. Подчеркиваю – на очень хорошо спонсируемые, но, по сути, бесполезные акции.
Проблема еще и в том, что у организаций, медиа-ресурсов и проектов, связанных с фондом «Возрождение», нет координации действий и единства в выполнении своих задач. Напротив, так как рынок грантов из-за появления все новых игроков в последнее время стал чрезвычайно «тесным», просматриваются внутренние конфликты.
Еще одна системная проблема – трата денег на партийную деятельность и самопиар вместо работы по продвижению демократических в Украине.
Например, ряд украинских политиков и бизнесменов, которые получают гранты напрямую из рук в руки, наладили тесные связи, а в некоторых случаях умудрились приобрести доли в иностранных СМИ.
Не секрет, к примеру, что оппозиционный политик Григорий Немыря имеет тесные связи с Ярославом Юнко, журналистом польского агентства ПАП. Об этом пишет украинский сайт «Антикоррупционный портал» в статье «Украинская революция ищет спонсора».
Немыря, как стало известно после обнародования его личной переписки (переписка была выложена в Интернет, что имело в Украине эффект разорвавшейся бомбы), предоставляет сотрудникам отдельных европейских СМИ готовые статьи об отсутствии свободы слова и ситуации с оппозицией в Украине, судьбе Юлии Тимошенко и прочем.
Все эти статьи переводятся и размещаются в западной прессе. Как отмечают сами украинские СМИ, достаточно активно в таком роде деятельности отметились «Радио Франс Интернешнл», газета «Дойче Велле» и другие.
Подобная деятельность – самопиар политиков в Европе на европейские же деньги. Продвижением демократических ценностей это никак не назвать. Получается, что западные гранты пускаются на банальное «проедание», а украинскач евроинтеграция застыла на месте?