Экономика

Мучительное недопроизводство

Уже почти год украинская промышленность пребывает в рецессии. И пока не видно причин, по которым тренд должен измениться.

Премьер-министр Николай Азаров наивно ожидает трехпроцентного экономического роста в этом году, хотя за первый квартал уже зафиксировано его падение на 1,3%. Он надеется, что промышленное производство, падающее с июня 2012-го, вдруг начнет расти.

Хуже всего себя чувствуют экспортно ориентированные отрасли. Так, по итогам прошлого года перерабатывающая промышленность упала на 3,7%, в том числе легкая — на 5,3%, металлургия обвалилась на 6,2%, а машиностроение — на шесть процентов. За январь-апрель нынешнего года ситуация только ухудшилась: перерабатывающая промышленность показала снижение на 5,9%, при этом в химии падение достигло почти 19%. В металлургии и машиностроении стагнация тоже ускорилась — до 6,9 и 13,1% соответственно. В газо- и электрообеспечении зафиксировано падение на уровне 4,7%. «А поскольку по итогам 2012 года промышленность занимала в структуре ВВП 22,8 процента, взаимосвязь с его динамикой — прямая», — пояснил руководитель информационно-аналитического центра FOREX Club в Украине Николай Ивченко.

Отрасли, преимущественно ориентированные на внутренний рынок, тоже не блещут: производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий за четыре месяца выросло лишь на 2,5%, текстильная и обувная промышленность упала на 1,3%, а автопром ушел в минус на 17,6%.

Правда, пока что от более масштабного обвала ВВП удерживает высокий потребительский спрос, который в апреле по отношению к аналогичному месяцу 2012-го вырос на 9,7%. «Однако внушительные объемы потребления приводят к усугублению дефицита платежного баланса, который в прошлом году составил 8,2 процента ВВП против 6,2 процента в 2011-м. Это связано с низким объемом экспорта — особенно продукции с высокой степенью переработки — и недостаточным импортозамещением», — считает начальник управления корпоративных финансов УкрСиббанка BNP Paribas Group Сергей Ягнич.

Параллельно ухудшается ситуация в розничной торговле, которая в годовом выражении в декабре 2012 года показала рост на 15,9%, а в апреле — лишь на 12,7%. Это косвенно говорит о том, что покупательная способность населения ухудшается, а значит, не за горами падение внутреннего потребления. Тем более что индекс потребительских настроений, рассчитываемый на регулярной основе исследовательской компанией GfK Ukraine, с декабря прошлого года до апреля стабильно падал, снизившись за этот период на 3,8 пункта (по 200-балльной шкале).

К сожалению, пока что украинские власти не могут предложить действенные сценарии восстановления экономики в целом и промышленности в частности. Наиболее одиозным документом является Программа активизации экономики на 2013–2014 годы, утвержденная в конце февраля. Однако, кроме обещаний «ускорить» и «стимулировать», реальных предложений по выходу из кризиса в ней нет. И прогнозы, заложенные в программе, — утопичны, в том числе и объявленный уровень роста ВВП до 3,4%. В свою очередь, рейтинговое агентство Standard & Poor’s предрекает Украине не более одного процента роста, а Международный валютный фонд и вовсе рассчитывает на нулевую динамику.

Кредитования в экономике, которое способно заметно оживить производство, тоже нет. Банковские ресурсы очень дорогие, в результате чего портфель кредитов субъектам хозяйствования за 2012-й вырос лишь на пять процентов против 14,2% в 2011 году. Льготные программы поддержки национальных производителей толком не работают, а механизм распределения 50 млрд гривен госгарантий, который был с большой помпой презентован в начале весны (см. «Под честное государственное слово»и мог принести хоть какие-то деньги в инфраструктурные проекты, не заработал.

И хотя в Украину за первый квартал 2013-го пришло 1,6 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, что почти вдвое больше, чем за аналогичный квартал 2012 года, изъятие средств нерезидентами составило 562 млн долларов против 197 млн долларов в первом квартале прошлого года. Проще говоря, украинский бизнес лишается капитальных средств на свое развитие, что неудивительно: в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса Украина всё еще во второй сотне (см. «Налоги в режиме онлайн»).

Да, правительство попыталось сделать неуверенные шаги в сторону импортозамещения и протекционизма, но они носят скандальный оттенок. По сути, реализовано лишь две меры — введение с апреля спецпошлин в размере 6,46–12,95% на импортные авто и дополнительное лицензирование импорта лекарственных средств, заработавшее с 1 марта. Кабмин было объявил о намерении пересмотреть тарифы по 371 товарной группе в рамках Всемирной торговой организации (см. «Торг уместен»), но торговые партнеры Украины пригрозили Киеву ответными санкциями, и процесс застопорился.

«При такой коррупции импортозамещение ничем не поможет. Поэтому главные меры — это нормализация бизнес-климата, стимулирование кредитной деятельности, а также изменение монетарной политики, то есть уход от жесткой привязки обменного курса», — уверяет начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб.

Однако на днях Национальный банк вновь продлил на полгода требование о продаже валютной выручки экспортерами, поэтому на ослабление валютного регулирования, что сыграло бы на руку экспортерам, рассчитывать не стоит. Остается традиционно надеяться лишь на сельское хозяйство, радующее в последние годы высокими урожаями, да на эффект базы — ведь во втором полугодии сравнивать промышленное производство Госстат будет уже с соответствующим периодом 2012 года, когда и началась промышленная рецессия.

Эксперт-Украина, №20 (391) 27 мая 2013 г.

http://expert.ua/articles/9/0/11412/

harlamov