Экономика

«Экспертный хор» перегнул палку, критикуя украинских ферросплавщиков

Нынешнее лето ознаменовалось повышенным вниманием к ферросплавной отрасли Украины. Так, представители отечественных ферросплавных заводов — Никопольского (НЗФ), Запорожского (ЗЗФ) и Стахановского (СЗФ) — заявляют, что их предприятия испытывают сложности со сбытом продукции и вынуждены работать в условиях недозагрузки производственных мощностей

Более того, в середине июня Украинская ассоциация производителей ферросплавов попросила Минэкономразвития начать расследование относительно агрессивного импорта в нашу страну ферросиликомарганца. В начале июля аналогичное заявление было подано в отношении ферросилиция.

На этом фоне удивляет масштабная информационная кампания в СМИ: некоторое количество экспертов, словно по команде, вдруг начало углубленно интересоваться ситуацией в нашей ферросплавной отрасли и давать свои комментарии. Когда по итогам 2011 г. импорт ферросплавов в Украину вырос, в сравнении с 2010 г. в 2,4 раза, и занял 54,44% внутреннего рынка — они молчали. Когда тарифы на электроэнергию для отечественных ферросплавщиков выросли за минувший год на 31-21,5%, и из-за этого производство ферросплавов сократилось на 17%,— тоже молчали. Когда уже в этом году стоимость электроэнергии увеличилась на 9-11%, производство ферросплавов в первом полугодии снизилось почти на 16%, а импорт продолжил рост (в первом квартале — на 11,6%, апрель к марту — на 38,9%) — они по-прежнему оставались равнодушными.

Однако стоило ферросплавщикам обратиться за поддержкой к государству, как сразу же заговорил «экспертный хор». Именно «хор», поскольку все его участники исполняют одну и ту же «партию» под явным руководством «дирижера». Задание — доказать, что украинские ферросплавщики сами виноваты в своих бедах-проблемах, и все их проблемы-беды «являются искусственными и надуманными». В ходе выполнения этого задания приходится идти на различные ухищрения, из-за чего в комментариях этих экспертов можно встретить всевозможные ляпы.

К примеру, довелось читать такое утверждение: «Даже после кризиса годовая емкость украинского рынка ферросплавов составляет приблизительно $300 млн.». Однако, по официальным данным, в 2011 г. только импорт ферросплавов составил $602,92 млн. Если добавить $505 млн., приходящихся на внутренних производителей, выходит более $1,1 млрд.

Или же тезис о необходимости «защитить интересы отечественных металлургов». По некоторым оценкам, введение ограничений на поставки ферросплавов в Украину «сильно ударит» по рентабельности украинской металлургии. Однако для выплавки одной тонны стали необходимо около 10 кг ферросплавов. По текущим ценам это около $13. Средняя цена тонны металлопроката составляет $630. Таким образом, в конечной цене металлопроката цена ферросплавов недотягивает и до 2%.

Совсем уж некорректно выглядит привлечение в качестве независимых экспертов заинтересованных лиц. Например, глава наблюдательного совета македонского производителя ферросплавов Skopski Leguri Игорь Фрунзе не так давно проявил заботу об украинских металлургах. Мол, очень пострадают они, если введут ограничения на импорт ферросплавов. Понять господина Фрунзе можно: начиная с 2008 г., в Украине было продано 78,76 тыс. т ферросплавов из Македонии — второй показатель среди всех импортеров. Терять такой рынок сбыта никто не захочет.

При этом македонский металлург ничего не рассказал о тарифах на электроэнергию. Для Skopski Leguri тариф составляет EUR0,048/1 кВт-ч, соответственно, доля электроэнергии в затратах предприятия не превышает 27%. Зато НЗФ и СЗФ покупают сегодня электроэнергию по EUR0,074/1 кВт-ч, ЗЗФ — и вовсе по EUR0,096/1 кВт-ч. В итоге доля электроэнергии в затратах украинских ферросплавных заводов составляет около 60%, и о равной конкурентной борьбе говорить не приходится.

И дело тут вовсе не в энергоэффективности производства. По нормам расхода электроэнергии украинские ферросплавные заводы находятся на лидирующих позициях в мире, а НЗФ вообще один из лучших: данный показатель у него на 5-20% меньше, чем у европейских конкурентов. При этом на всех трех предприятиях инвестируются значительные средства в различные проекты по энергосбережению. Хотя самим заводам это не особо выгодно, и вот почему. Внедрение энергосберегающих технологий приводит к снижению потребления электроэнергии. Соответственно, покупают ее меньше, и в результате не укладываются в установленный жесткий норматив ежемесячного потребления (150 млн. кВт-ч). Тут же следует «расплата» в виде перевода на более низкий класс энергопотребления, как произошло в случае с ЗЗФ.

Но о подобных вещах «экспертный хор» не рассказывает, так как это не в интересах «дирижера» — импортеров ферросплавов, которые, видимо, и организовали «повышенное внимание» к отечественной ферросплавной отрасли, стремясь опорочить своих украинских конкурентов и полностью захватить внутренний рынок ферросплавов.

semenov