Без присоединения к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана Украина не сможет использовать возможности по доступу к российской газотранспортной системе для транзита азиатского топлива, которые будут согласованы в рамках соглашения о зоне свободной торговли СНГ.
Правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества со странами СНГ Валерий Мунтиян сообщил о создании в ближайшее время Москвой и Киевом рабочих групп для переговоров о предоставлении Украине доступа к российской газотранспортной системе. Подписанное и ратифицированное Украиной соглашение о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ (ЗСТ СНГ) вступило в силу на прошлой неделе, 20 сентября. Это открыло возможности для начала переговоров по ГТС, которые, по словам Валерия Мунтияна, будут проведены в течение шести месяцев. «Чтобы Украина имела доступ к азиатскому газу и могла его транспортировать»,— отметил чиновник.
Но его российский коллега из правительства Дмитрия Медведева — замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач — своим заявлением по поводу перспектив транзита азиатского газа на украинский рынок через российскую ГТС опроверг взаимосвязь такой возможности с присоединением Украины к ЗСТ СНГ.
Участия Киева в интеграционных планах Москвы для расширения перспектив по диверсификации поставок энергоресурсов недостаточно. Украина также должна присоединиться к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана (ТС). «Если говорить о соглашении по транзиту, то эти переговоры велись раньше и будут вестись дальше… Внутри Таможенного союза уже принят целый ряд решений по транзитным ставкам… Фактически будут единые правила и единая тарифная политика по перевозкам. Отсюда и движение товаров будет значительно свободнее»,— отметил Андрей Клепач. Он также акцентировал, что «эти действия будут реализовываться в рамках Таможенного союза».
Однако украинские власти настойчиво отказываются углублять интеграцию с Россией путем присоединения к ТС и заявляют о приоритетах развития сотрудничества с Евросоюзом. А обосновывая свою поддержку присоединения Украины к ЗСТ СНГ, они называли ключевым моментом как раз перспективу доступа к транзиту азиатского газа (прежде всего туркменского) по российской ГТС. Но именно членство в ТС, как отметил недавно зампредседателя правительства России Аркадий Дворкович, может поспособствовать решению газовых проблем Украины, а не присоединение к ЗСТ СНГ.
В Исполнительном комитете СНГ придерживаются более мягкой позиции. Директор экономического департамента данной структуры Андрей Кушниренко ссылается на текст соглашения о ЗСТ СНГ, в котором есть соответствующий пункт. «В нем сказано, что стороны не должны чинить никаких препятствий друг другу в отношении транзита товаров. При этом сделана оговорка, что под действие этой статьи не подпадает транзит трубопроводным транспортом. Но есть и следующая ремарка, что стороны в течение трех месяцев после вступления соглашения в силу приступят к переговорам о свободе транзита трубопроводным транспортом»,— пояснил Андрей Кушниренко.
Он считает, что переговоры в этой сфере не могут быть простыми и легкими, ведь речь идет о десятках миллиардов долларов. «Если страны-транзитеры, в данном случае Россия, не хотели бы договариваться на этот счет, они бы такое обязательство в договор не вписывали. Переговоры могут продлиться года три. Они, как любой компромисс, могут и не дать ответы на все вопросы, но какой-то прогресс будет обязательно достигнут. Ситуация на мировом энергетическом рынке не стоит на месте, поэтому с соседями надо договариваться»,— сказал чиновник. По его мнению, чтобы получить доступ к российской ГТС, Украина должна в ответ предложить что-то взаимовыгодное. А что именно — это вопрос переговоров.
Эксперты не исключают, что объектом такого предложения могут быть активы НАК «Нефтегаз Украины», в том числе газотранспортные, которые в перспективе станут доступны для приватизации.
Ожидается, что первая встреча рабочей группы для решения вопроса о доступе к трубопроводному транспорту на территории ЗСТ СНГ состоится в середине декабря.
В Туркменистане, который является ключевым игроком на азиатском нефтегазовом рынке, поддерживают идею о расширении возможностей для поставок своих энергоресурсов на внешние рынки. В начале сентября на заседании Экономического совета СНГ президент этой страны Гурбангулы Бердымухаммедов заявил о готовности развивать энергетическое сотрудничество на постсоветском пространстве и высказался за «установление тесных прямых контактов в топливно-энергетической и торгово-экономической сферах». Ашхабад, со своей стороны, готов рассмотреть предложения от потенциальных партнеров, заинтересованных в совместных проектах по разработке и добыче углеводородного сырья, строительству сопутствующей промышленной инфраструктуры, в том числе развитой сети трубопроводов.
________________________________________
В начале 2000-х гг. российский «Газпром» обеспечивал транзит туркменского газа с российской территории в Украину. Позднее Киев лишился прямых поставок туркменского газа и начал покупать весь необходимый газ у «Газпрома» через компанию RosUkrEnergo, соучредителем которой с украинской стороны выступали бизнесмены Дмитрий Фирташ (45%) и Иван Фурсин (5%). Сейчас основным покупателем туркменского газа является «Газпром», который затем перепродает его на европейские рынки. Прямого выхода на покупателей в Евросоюзе и странах СНГ у Ашхабада сейчас нет из-за отсутствия необходимой транспортной инфраструктуры.
Запасы Туркменистана на шельфе Каспия оцениваются западными экспертами в 11 млрд. т нефти и 5,5 трлн. куб. м газа.
Схема ГТС России