Сегодня бизнес-сообщество подводит первые итоги работы Таможенного кодекса, вступившего в силу ровно месяц назад. По словам представителей бизнеса, хотя немало вопросов еще предстоит урегулировать, многие прогрессивные положения документа предприниматели уже ощутили на практике
Согласно результатам опроса, проведенного Американской торговой палатой совместно с Гостаможслужбой среди членов палаты, 50% респондентов положительно оценили общее влияние нового кодекса на ведение бизнеса, почти 47% ответили «без изменений», и лишь 3,13% — «отрицательно». На вопрос «упростила ли кодификация таможенного законодательства ведение бизнеса в части осуществления внешнеэкономической деятельности» мнения были следующими: «да» — 53,13%, «без изменений» — 40, 63%, «усложнила» — 6,25%. «Ответы говорят сами за себя»,— прокомментировал «і» эти данные сопредседатель комитета по вопросам таможенной политики Американской торговой палаты в Украине Игорь Даньков.
«Радует то, что новые правила на самом деле работают, а не остаются лишь прописанными на бумаге,— дополняет исполнительный директор Европейской бизнес-ассоциации Анна Деревянко.— Компании действительно получили возможность оформлять грузы на любом таможенном посту, а не aтолько по месту регистрации. Несмотря на некоторые погрешности, отмечается более чем позитивная тенденция в сокращении времени для таможенного оформления до четырех часов, закреплении первого метода для таможенного оформления, снижении количества досмотров и очередей в пунктах таможенного оформления».
В то же время, по словам представителей крупнейших бизнес-объединений, до завершения процесса реформирования таможни еще нужно проделать определенный объем работы. Предприниматели делают акцент, в частности, на необходимости развития системы электронного декларирования, на предоставлении бесплатных электронных ключей для электронного таможенного оформления, совершенствовании процедуры получения статуса уполномоченного экономического оператора, применении санкций за нарушение таможенных правил и процедур (особенно учитывая неадекватность концепции применения штрафов и конфискации одновременно). Традиционно остаются нерешенными вопросы определения таможенной стоимости товаров.
«Во многих случаях завышение таможенной стоимости (со стороны таможенников.— «і») основывается на наличии более высоких цен во внутренней ценовой базе. При этом есть основания полагать, что таким образом цены, взятые из этой базы, используются в качестве основы для начисления налогов при импорте»,— отмечает господин Даньков.
При этом, как уточняет генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, если речь идет, например, об импорте автомобилей, таможенники опираются на данные о стоимости импортных «железных коней», предоставленные ВААИД по просьбе самой Гостаможслужбы.
«Легальные участники рынка проблем с определением таможенной стоимости не имеют в случае, если мы говорим о прямых контрактах. Когда же, скажем, немецкие автомобили ввозятся через фирмы-посредники с Фарерских островов, у таможенников (и, кстати, у «белых» импортеров) вполне естественно возникает вопрос: для чего это делается? Понятно, для того, чтобы минимизировать налоговые платежи. А с таким явлением однозначно необходимо бороться, не только с точки зрения наполнения госбюджета, но и создания равных условий для конкуренции на рынке»,— подчеркивает господин Назаренко.
По мнению господина Данькова, в случае возможных злоупотреблений таможенников на местах при определении таможенной стоимости, попытках использования практики форматно-логических отказов опираться на цену, указанную в инвойсе («за непредставление документов», «более высокий уровень цен в базе» и т.д.), нынешняя редакция Таможенного кодекса дает возможность предпринимателям эффективно защищать свои интересы. Главное — этим заниматься.
«Очень важно сейчас завершить процесс формирования подзаконной базы, отсутствие которой не дает возможности в полной мере упростить оформление грузов. Однако все проблемы решаемы, и при правильном подходе могут быть полностью устранены. Для этого нужно время и, самое главное, конструктивный диалог и сотрудничество таможенной службы с бизнесом»,— резюмирует госпожа Деревянко.