Экономика

Чиновники с миллионными зарплатами паразитируют на стагнирующей экономике Украины

Экономика Украины находится в критическом состоянии, но на ней продолжают паразитировать все кому не лень. Прежде всего, это олигархические структуры, коррумпированные чиновники и дельцы, разного рода "схематозники". Теперь к категории паразитов прибавились разного рода получатели огромных даже по западным меркам зарплат и премий из числа топ-менеджеров и членов так называемых наблюдательных советов госкомпаний, а также государственные чиновники.

В бедной воюющей стране, в которой огромный процент населения едва сводит концы с концами и/или вынужден уезжать на заработки за кордон, такое демонстративное паразитирование на бюджете и госмонополиях, то есть на гражданах, является дикостью и чревато социальным взрывом и/или деградацией и развалом.

7 апреля в комитете Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов состоялись слушания на тему: “О состоянии выполнения Стратегии преодоления бедности”. Сама по себе такая постановка в Украине является циничной и лицемерной, поскольку никто здесь преодолевать бедность даже и не собирается, но есть некоторые обязательства в рамках членства в ООН, а потому “для галочки” проводятся подобные мероприятия.

В ходе слушаний замминистра социальной политики Виталий Музыченко заявил: что первом полугодии 2020 года уровень бедности среди работающих украинцев составил 42,4%. Это означает, что потребление этих 42,4% населения ниже прожиточного минимума. В подробности о том, прожиточный минимум в Украине – это высосанное из пальца и резко заниженная в манипулятивных целях цифирь вдаваться не будем, а просто назовем этот прожминимум по состоянию на сейчас – это 2102 гривны для трудоспособных граждан. Комментировать эту цифру не будем…

Но не всем так плохо на Украине-Руси жить. Некоторые, перефразируя знаменитое выражение Остапа Бендера, отнюдь не чужие на празднике жизни. Об этом свидетельствует нижеследующая табличка.

Счастье есть, но для избранных

Вы будете смеяться, но самую маленькую зарплату среди высшего чиновничества получает Владимир Зеленский, занимающий пост президента, “всего” 28 000 гривен. Конечно, для многих такая сумма покажется умопомрачительной, но согласитесь, что для президента тысяча долларов – это как-то не комильфо. Правда, Зеленский может получать роялти от творческих свершений “95-го квартала”. В обсуждаемом в настоящем тексте смысле Зеленских предстает чистым, аки агнец божий, поскольку из карманов граждан потребляет до неприличия скромную сумму.

“До неприличия” – потому что очень многие персонажи, рангом куда более низким, чем президент, получают, наоборот, до неприличия много.

Несомненным чемпионом по извлечению денег из карманов граждан страны является скандально известный Юрий Витренко, кстати, отпрыск некогда скандально-знаменитой “прогрессивно-социалистической” мамы. Похоже, при смене поколений от бывшей комсомолки-активистки Натальи Витренко к сыну, социалистические воззрения в семействе претерпели не прогресс, а наоборот, регресс. В результате, бывший исполнительный директор “Нафтогаза”, а ныне и.о. министра энергетики Юрий Витренко, в прошлом году за свой ударный и самоотверженный труд в “Нафтогазе” получил почти 285 млн гривен, хотя работал там только до 16 июля, то есть фактически полгода. В эту сумму входит премия “за победу над “Газпромом”, хотя побеждали его не топ-менеджеры “Нафтогаза”, а юристы международной компании, которые тоже получили немалые деньги, то есть “за победу над “Газпромом” дважды вынимались деньги из карманов граждан Украины, поскольку “Нафтогаз” – это пока еще стопроцентно государственная компания.

Что же касается баснословных доходов Витренко, то он переплюнул в этом даже “самого” Порошенко с его 222 млн гривен доходов, из которых только полмиллиона – это депутатская зарплата. Можно по-разному относиться к Порошенко, но он все же бывший, собственно, и действующий крупный бизнесмен. В подробности того, как он приобрел огромные активы, вдаваться не будем, но его доходы от этих активов за 2020 год хотя бы можно логически объяснить. В свою очередь, Витренко является наемным менеджером, пусть даже в системно-образующей госпонополии, и получение им таких огромных доходов – это не просто криминал, это не просто аморально, но это еще и огромная нагрузка на граждан-потребителей газа, из карманов которых извлекаются деньги на космические зарплаты и премии таким “манагерам”, как Витренко.

Здесь мы сталкиваемся с рядом вопиющих особенностей отечественного чиновничьего и топ-менеджерского скотства. Ведь, как сказано выше, их доходы, оплачиваемые гражданами, часто соотносятся или даже превосходят доходы крупных бизнесменов.

Прежде всего, следует обратить внимание доходы чиновников, которые за труды свои получают вознаграждение непосредственно из бюджета. Но мало того, что у них зарплаты немаленькие, так они еще умудряются выбивать себе премии из того же бюджета. И здесь непонятно: эти огромные премии были изначально заложены в бюджет, и если это так, то имеет место надувательство уже на этапе формирования бюджета, а если они не заложены, то имеет место нецелевое использование бюджетных средств в корыстных целях, то есть в обоих случаях пахнет криминалом.

Например, глава Центризбиркома Олег Диденко в 2020 году получил почти 3 млн гривен зарплаты, или примерно по 243 тысячи гривен в месяц. Напомним, что заработная плата в ЦИК выплачивается из бюджета, как и в Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

В 2020 году зарплаты членов НКРЭКУ увеличились вдвое до 200 тысяч гривен. Но этого “маловато показалось”, и 7 апреля 2021 года на заседании комиссии ее члены приняли решение о премировании себя любимых по итогам трудовых свершений в 1 квартале нынешнего года на суммы от 200 до 250 тысяч гривен. Поскольку заработная плата НКРЭКУ выплачивается непосредственно из госбюджета, то и премии, надо полагать, будут выплачены оттуда же. Опять тот же вопрос: расходы на эти премии были изначально заложены в бюджетной росписи, и если да, то на каком основании, и кто за это должен сесть на нары, а если те, то налицо нецелевое использование бюджетных средств, и виновные тоже должны нести ответственность.

Обращает на себя внимание следующее неадекватное неравенство доходах.

В приведенной выше таблице отсутствуют данные о доходах таких “крупных государственных деятелей”, как бывшие журналисты, а затем депутаты Мустафа Наем и Сергей Лещенко. Не будучи профильными специалистами, собственно, будучи вообще никем в профессиональном разрезе занимаемых должностей, они вошли в управление крупных госкорпораций. В данном случае, огромные зарплаты выплачиваются не по профессиональному признаку – а в качестве политической лояльности и лоббизма на Западе.

Так, Мустафа Найем в должности замдиректора “Укроборонпрома” по вопросам взаимодействия с органами госвласти (интересная должность!) задекларировал за год 3 миллиона гривен, то есть более 250 тысяч в месяц, поскольку он работал в указанной должности полный год.

В свою очередь, Сергей Лещенко как член набсовета “Укрзализниці” задекларировал два с половиной миллиона гривен в год, то есть около 209 тысяч ежемесячно.

Кроме того, доход Лещенко в прошлом году состоял из 664,6 тысяч гривен роялти от ООО “Офіс новин”, 659,6 тысяч гривен от занятия предпринимательской деятельностью в ООО “Бизнесгрупп” (издание KyivPost), 396,6 тысяч гривен гонорара от Eaton Vance Corp. (США), 332,1 тысяч гривен гонорара от Google Ireland Limited (услуги компьютерных программ), 87,3 тысяч гривен зарплаты в ООО “Дабл Сюитед Продакшн” (производство фильмов и телевизионных программ).

Предприимчивый, надо сказать, персонаж. Интересно, как такая предприимчивость согласуется с его пребыванием в должности члена наблюдательного совета госкомпании?

А теперь, взглянем еще раз на доходы Наема и Лещенко по их основным местам работы, сравним с приведенной выше таблицей и обнаружим следующую вопиющую дикость. Доходы Лещенко, который занят преимущественно активностью в фейсбуке и в телеграм-канале на любые темы, кроме железнодорожной, а также доходы Найема, который вообще непонятно чем занимается в оборонном концерне, намного превосходят официальные зарплаты министра внутренних дел, министра обороны, а также ряда других важнейших должностных лиц государства, например, генпрокурора. Можно по разному относиться к персонам министра обороны Тарана или министра внутренних дел Аввакова, получающих 50-60 тысяч гривен официальной зарплаты. Но думается, что их уровень компетенции и ответственности значительно выше, чем у “железнодорожника” Лещенко, который только и делает, что развлекает досужую публику своими опусами в интернете на любые темы – от конституционного суда до сообщений о том, что и.о. министра энергетики Витренко подал в отставку, хотя последний в отставку не подавал, а Лещенко в данном случае выполняет работу “копи-пасты” на ленте новостей, каковой работой обычно занимаются студенты-совместители на подработке.

“Навчимо Еуропу бенкетувати?!”

Чтобы лучше понять, какой “аттракцион невиданной щедрости” в Украине за счет граждан и бюджета устроили для членов наблюдательных советов и топ-менеджмента, следует привести некоторые сравнительные данные по огромным выплатам и доходами аналогичных категорий персонала в некоторых западных компаниях.

Летом депутат от слуг народа Ольга Ваксилевская-Смаглюк опубликовала в соцсетях данные о зарплатах членов наблюдательного “Укрзалізниці”.

Согласно этим данным, за двадцать месяцев работы – с 1 сентября 2018-го по 30 апреля 2020-го года – глава наблюдательного совета Шевки Аджунер получил более 13,8 млн грн, то есть в среднем по 700 тысяч гривен в месяц. Члены совета – Андерс Ослунд (политолог из Atlantic Council и ни разу не железнодорожник), Андреас Матье и Кристиан Кун – за тот же период получили по 11,73 миллиона – то есть почти 590 тысяч за месяц. Адомас Аудицкас за двадцать месяцев получил почти 3,1 млн грн. В среднем за месяц – почти 390 тысяч гривен. Единственные граждане Украины в набсовете Олег Журавлев и Сергей Лещенко за первые четыре месяца 2020-го получили почти по полтора миллиона, то есть в среднем 350 тысяч гривен в месяц.

Затем выплаты, напомним, были снижены на волне возмущения граждан и коронакризиса, но потом опять подняты, в том числе под давлением Запада. Ведь возврат огромных выплат членам набсоветов стало даже одним из условий кредитования Евросоюзом, что само по себе, что называется, “на голову не налезает”!

Также стало известно, что глава наблюдательного совета государственного “Приватбанка” американская гражданка некто Шэрон Иски, бывшая сотрудница госказначейства США и МВФ, за день своей работы получает 2 тысячи долларов, Правда. работает она всего 10 дней в месяц, получая, таким образом, “всего” 20 тысяч баксов. Причем, насколько можно понять, трудится она без выезда из США, через интернет, да еще и жалуется, что в эти дни ей приходится вставать ночью из-за большой разницы во времени между Америкой и Киевом. Может, следует перевести Приватбанк на работу по американскому времени, чтобы эта дама не так утолялась, зарабатывая разговорами по зуму 20 тысяч долларов и работая при этом через два дня на третий.

О том, что зарубежные и отечественные “паразиты” за свои труды получают неадекватно большие деньги по сравнению с Европой, на своей странице в соцсетях в заочной полемике с министром инфраструктуры Криклием хорошо высказался экономический аналитик Павел Вернивский:

“Криклий считает, что зарплаты набсовета в УЗ должны быть больше чем 47 тыс. в мес. Иначе мы не сможем привлекать крутых эффективных специалистов.

Так вот мне интересно. Насколько Криклий предлагает повысить зарплаты. До того уровня, что они получали ранее до карантина?

Шевки Аджунер. До карантина за 18 мес он получил 13,833 млн грн. Это 460 тыс евро.

За этот же период Андерс Ослунд, Андеас Матье, Кристиан Кун получили по 11,7 млн или 390 тыс евро.

Если Криклий считает этот уровень зарплат нормальным, то покажите ему какие зарплаты у набсовета Дойче Бан. По уровню дохода, эта компания в 15 раз больше чем УЗ.

Вот если говорить про Deutsche Bahn. Самый большой оклад в 2017 получил Председатель Наблюдательного совета Utz-Hellmuth Felcht – 105 тыс евро.

Далее: Alexander Kirchner – 68 тыс евро; Jürgen Krumnow – 60 тыс евро; 14 Членов набсовета получили компенсацию в размере от 30 до 40 тыс евро.

Общий размер годовой компенсации 20 Членам Наблюдательного совета Дойче Бан составил 909,9 тыс евро. Ссылка на отчёт:

Также ради интереса могу показать зарплаты Совета Директоров Airbus. И здесь мы тоже перещеголяли европейцев.

И я хочу напомнить, что в Airbus только одна прибыль составляет как весь доход УЗ! А сама компания в десятки раз больше чем УЗ!

Размер компенсации Совета директоров Airbus довольно прозрачный. И публикуется в ежегодном отчёте Совета директор Airbus:

Председатель совета получает 200 тыс евро в год.

Члены совета -80 тыс евро

Дополнительно так же оплачивается участие в Комитетах: 30 тыс для Председателя и 20 тыс для Членов Набсовета.

Плюс каждое посещение собрания Совета – 15 тыс для Председателя и 10 тыс для члена Совета. Так же можно присутствовать на собрании в дистанционном режиме (телефон), но тогда стоимость компенсации уменьшается в два раза.

При условии 10 собраний в год, Член Совета директоров может выйти на зарплату в 200 тыс евро в год. Это максимум. К примеру, Жан-Пьер Кламадье, член Совета директоров Airbus, заработал примерно 120 тыс евро в год.

Ещё могу показать зарплаты набсовета Роллс-Ройса (по объему выручки компания в 5 раз больше УЗ).

Здесь мы тоже перещеголяли британцев. Только у главы набсовета зарплата 427 тыс фунтов. У всех остальных от 70 до 100 тыс фунтов.

И мне интересно, где наши гениальные управляющие, если их снимут с должности, будут ещё получать такие зарплаты? Нигде! Потому что даже в крупнейших европейских компаниях таких зарплат нет. По моему кто-то кого-то разводит”.

Как говорится, комментарии излишни…

Развал за огромные деньги

Какова же эффективность работы членов набсоветов и топов госкомпаний? И насколько эта эффективность соотносится с огромными доходами, которые получает указанная категория украинских и зарубежных граждан?

Об этом красноречиво говорится в отчете СБУ по ситуации в “Укрзалізниці”, выдержки из которого просто процитируем:

“С 2015 года продолжается постоянное обесценивание активов компании (ориентировочно 13 млрд грн), что, в первую очередь, стало причиной системного невыполнения финпланов, приводит к существенному отставанию темпов капитальных инвестиций на обновление основных фондов по сравнению с их износом. Так, согласно консолидированным отчетам о выполнении финансовых планов УЗ в 2018-2019 гг., не достигнуты плановые показатели почти по всем видам деятельности, из-за чего выполнение планов капитальных инвестиций в 2018 году составило 67,5%, а за девять месяцев 2019 года – 58,6%…

Сокращение надлежащего финансирования первоочередных нужд УЗ было связано в том числе со значительным увеличением фонда заработной платы, который с 2016 года вырос с 22,3 млрд грн до 44 млрд грн (в первую очередь это касалось руководителей высшего и среднего звена – набсовета, правления, руководителей департаментов, региональных филиалов).

Члены набсовета УЗ за период 2018-2019 гг. получили денежные выплаты и премии на сумму около 50 млн грн за якобы “улучшение финансово-экономических показателей компании…

В феврале 2020 года УЗ объявила о публичной закупке с ожидаемой стоимостью более 85 млн грн консультационных услуг по повышению операционной эффективности, что дублируется с выполнением непосредственных функций и задач, возложенных на главу, членов набсовета и членов правления компании, а также на ее профильные департаменты.

Таким образом, сформированный набсовет и установленный им в течение 2018-2019 гг. порядок контроля за деятельностью правления Общества не содействовали улучшению финансово-экономического положения АО “Укрзализныця”, а только обострили существующие проблемы функционирования Общества”.

К этому можно лишь добавить, что развал на железной дороге виден невооруженным глазом, а в последнее время там началось массовое увольнение низовых кадров из-за скотского отношения и урезания и без того низкой зарплаты на фоне космических выплат набсоветам и менеджменту.

Но несмотря на это, продолжается выплата огромных зарплат и премий, фактически еще один, “типа законный” грабеж страны, измученной войной и коррупцией.

Александр Карпец