Азаров, Клюев, Хорошковский и Пятницкий — в разные годы руководили подготовкой Соглашения об Ассоциации с ЕС и теперь могут ответить за его срыв.
Эмоциональный накал нынешнего витка политического противостояния как-то оставил в тени его “первоисточник” – отказ Киева подписать Соглашение об Ассоциации на Вильнюсском саммите “Восточного партнерства”. Официальная украинская версия неподписания – неприемлемость ряда пунктов и отсутствие реальных компенсаций – косвенно подтверждается тем фактом, что представители ЕС не возражают против переговоров по этим вопросам. Как по уточнению переходных положений, так и по выделению финансовой помощи.
А это значит, что изначальный вариант Соглашения, который предполагалось подписать Виктору Януковичу в Вильнюсе, был, мягко говоря, не идеален. Президент Украины принимал в Вильнюсе политическое решение, и он счел – в рамках своих полномочий, – что подписание Соглашения станет политической ошибкой. Ну, а по железным законам бюрократической логики, “каждая ошибка имеет свое имя, фамилию и отчество”.
Попробуем же назвать краткий список “номинантов”.
Валерий Хорошковский – вице-премьер на общественных началах
Как мы помним, первым ответственным за Ассоциацию с ЕС был Валерий Хорошковский, назначенный вскоре после президентских выборов 2010 года вице-премьером по вопросам евроинтеграции. Правда, г-н Хорошковский в качестве члена Кабмина больше запомнился попытками передела информационного пространства в интересах вполне определенной финансово-промышленной группы, куплей-продажей телеканалов, игрой на раскол оппозиционной журналистики и собственным политическим пиаром. На работу в Кабмине времени практически не оставалось: архивы информагентств хранят лишь отзвуки нескольких его перепалок с премьером Николаем Азаровым…
Но ведь именно при Валерии Хорошковском появился текст Соглашения об Ассоциации и ЗСТ с Евросоюзом, написанный брюссельскими еврочиновниками. Интересно, к скольким пунктам европейского варианта Соглашения предложил свои поправки вице-премьер по евроинтеграции? Вышколенные британские чиновники в подобных случаях дают уклончивый ответ: “примерно, ни к одной…”.
Впрочем, возможно г-н Хорошковский вполне искренне считал, что отстаивание национальных интересов Украины перед еврочиновниками противоречит тому имиджу “проевропейского реформатора”, который он тщательно выстраивал как внутри страны, так и за ее пределами…
Андрей Клюев – дипломат по зову души
Первый вице-премьер, а позже – секретарь СНБОУ регулярно включался в евроинтеграционный процесс, причем проявляя высокую пиар-активность. Его главным козырем были личные отношения с еврокомиссаром по расширению и вопросам соседства Штефаном Фюле. Какова была основа этих отношений – человеческая, идеологическая или финансовая – судить не беремся.
Как бы то ни было, но в ходе официальных переговоров и дружеских встреч Клюева с Фюле обсуждался широкий круг вопросов – от сроков подписания до последовательности шагов законодательной и исполнительной власти Украины, включая различные дополнительные условия, выходящие за рамки Соглашения. Обсуждалось практически все, кроме самого принципиального – текста Соглашения и размеров компенсаций за неизбежные потери отечественной экономики от навязанного Брюсселем варианта “евроинтеграции”.
Валерий Пятницкий – “господин ДА”
Здесь мы имеем дело с личностью, уже при жизни ставшей легендой. Этот человек успел в ранге заместителя министра экономики возглавить украинскую делегацию на переговорах о вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В результате, условия вступления для Украины были худшими из всех стран, вступивших в организацию за последние 30 лет…
Впрочем, это было несложно – г-н Пятницкий соглашался со всеми предложениями наших партнеров по переговорам. На этом фоне особенно забавной выглядела в дальнейшем критика Валерием Пятницким условий ВТО, которые правительство Николая Азарова предложило пересмотреть в нынешнем году…
В июле 2011 года Валерий Пятницкий был назначен правительственным уполномоченным по вопросам евроинтеграции. В этой должности он не внес ни единого предложения по тексту Соглашения; более того – именно он организовывал поток “аналитики”, согласно которой подписание Ассоциации и ЗСТ сулит Украине большой и скорый экономический позитив, противореча даже мнению европейских аналитиков, утверждавших, что “после некоторых трудностей, вы со временем ощутите определенные плюсы”.
Николай Азаров – “всегда опаздывающий”
Разумеется, никакой список виновных в неприемлемом тексте Соглашения не будет полным без премьер-министра. Ведь это именно он назначил Валерия Пятницкого правительственным уполномоченным по евроинтеграции, прекрасно зная о роли этого человека в переговорном процессе с ВТО (Партия регионов, будучи в оппозиции, резко критиковала условия вступления Украины в эту организацию).
Но, что самое главное, Николай Азаров не смог вовремя и детально изучить ни сам текст Соглашения об Ассоциации и ЗСТ, ни критическую аналитику авторитетных экспертов. И до момента парафирования не настаивал на немедленном переформатировании условий (что делает сегодня, вызывая неоправданную и оправданную агрессию у оппонентов). А ведь после парафирования текст превращается в “священную корову” и его нужно подписывать (или не подписывать) уже в таком виде. Вот в чем сегодня ключевая проблема – европейские переговорщики прямо заявляют эмиссарам украинского премьера: “Так почему не предлагали правки тогда, когда для этого было время?”.
В любом случае, рано или поздно и наступила типичная стадия суеты “прозаседавшегося”. Сначала вместо экономически обоснованных запросов о финансовой помощи к ЕС (в связи с потерями от Соглашения), была обнародована “ненаучно-фантастическая” цифра в 160 млрд. евро необходимых компенсаций. Это было хуже, чем ошибка – оглашением такой суммы Украина продемонстрировал свою полную несерьезность и некомпетентность в качестве страны, претендующей на Ассоциацию с ЕС.
Ну, а приостановка 21 ноября подготовки к подписанию Соглашения стала своеобразной политической агонией нынешнего Кабмина, – “прозрение” за неделю до саммита относительно невыгодности Ассоциации на предложенных условиях возможно обнажило нашу базовую проблему – несоответствие профессиональных навыков отдельных командных исполнителей амбициозным вызовам и возможностям, стоящим перед страной…
Автор: Дмитрий Хмельницкий
Источник: Обозреватель