Посол Кыргызстана в Украине Улукбек Чиналиев рассказал «i», как повлияли на его страну процессы в России и как Бишкеку удается постепенно повышать инвестиционную привлекательность кыргызской экономики.
Вопрос: Кыргызстан в этом году планирует стать полноправным участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Удалось ли решить проблемные вопросы, связанные с участием Вашей страны в ЕАЭС?
Ответ: До вступления в Таможенный Союз (ТС), наша страна чувствовала себя комфортнее. В составе ВТО (с 1998 г.) у нас были достаточные преференции. Таможенная пошлина составляла около 4,5%, а в ТС — это более 10%, что существенно влияет на себестоимость товара и его конкурентоспособность. Были сложности с реэкспортом.
Но, как таковых проблем в преддверии вступления нашей страны в ЕАЭС, нет. Со стороны членов союза претензий к нам тоже не имеется. С мая 2015 г. Кыргызстан войдет в состав ЕАЭС. Это дает возможность участия в экспорте товаров и беспрепятственное продвижение трудовых ресурсов на пространстве ЕАЭС.
Ситуация изменилась в текущем году, в силу резкого падения рубля. В кыргызском обществе присутствует немалая тревога, связанная с конкурентоспособностью продукции. ЕАЭС имеет обязательный техрегламент продвижения товара на экспорт (по примеру Евросоюза). И в этом есть проблема для КР, в частности, по продвижению нашего товара в животноводстве. Мы способны экспортировать сельхозпродукцию, в перспективе — гидроэнергоресурсы. Сегодня КР экспортирует продтоваров на $250 млн., из которых $15 млн. – мясо, $115 млн. – продукты растениеводства (картофель, овощи фрукты). Около $100 млн. – продукты пищевой перерабатывающей промышленности.
В: Как считаете, ухудшение макроэкономической ситуации в РФ, в связи с ухудшением ее отношений с Западным миром, не повлияет на экономику КР, а также на дальнейшее выстраивание ее отношений с другими странами?
О: Учитывая, что ежегодно свыше 500 тыс. граждан КР трудятся в России, заработанные средства которых (не менее $2 млрд.) перечислялись в республику, падение рубля существенно сказалось на нашей экономике — до 50% потерь. Хотя такой серьезной ситуации с национальной валютой, как в Украине, у нас нет. Кыргызский сом по отношению к доллару упал лишь на 10-15%.
Что касается политического подтекста, наши близкие отношения с РФ не имеют негативного влияния на получение европейских и американских кредитов и прочей поддержки в экономике. А то, что Кыргызстан предпочел членство в ЕАЭС — это право суверенного государства. К тому же, мы не та страна, которая существенно влияет на политический и экономический баланс.
В: Возможно ли улучшение торгово-экономических отношений с Украиной после присоединения к ЕАЭС?
О: Создание кыргызско-украинских предприятий даст возможность продвигать продукцию на рынки ЕС и ЕАЭС. Недавно Сокулукская птицефабрика (крупнейшее птицеводческое хозяйство в КР) закупила на «Нежинском заводе сельхозмашиностроения» клеточного оборудования для содержания промышленного стада кур-несушек, на сумму $800 тыс. Почему не создать совместное предприятие? Ваша страна может рассчитывать на льготные условия создания «налоговых каникул» и других преференций, которые могут заинтересовать украинского инвестора. Например, в сфере сельхозпереработки КР. Перспективно направление IT-продукции (электронная торговля). Так как наши страны разделяют 5000 км, это было бы весьма полезным.
В: Как сказались прошлогодние события в Украине на динамике взаимной торговли?
О: Внутриполитическая ситуация в Украине, сложившаяся с ноября 2013 г. негативно отразилась на торгово-экономическом сотрудничестве между двумя странами в ушедшем году, которое ранее имело активную динамику. В прошлом году товарооборот снизился до $119,6 млн. по сравнению с $168,5. Млн. годом ранее.
Структуру экспорта Кыргызстана составили: табак и табачные изделия, шкуры, кожевенное сырье и пушнина, овощи и фрукты и др. С 2012 г., благодаря усилиям представительства ТПП КР в Украине, осуществляются поставки «узгенского» риса и «таласской» фасоли, которые славятся уникальным вкусом.
Структура импорта: зерновые и продукты из них, сахар и изделия из сахара, кофе, какао, чай, пряности, растительные масла и жиры, эфирные масла, резиноиды и парфюмерные вещества, медицинская и фармацевтическая продукция, бумага, картон и изделия из бумаги и др.
В: В Бишкеке функционирует Кыргызско-Украинский Торговый дом. Каковы его функции?
В: Он осуществляет коммерческо-посредническую деятельность, связанную с торговлей, а также производственную, финансово-кредитную и внешнеэкономическую. В задачи ТД «Кыргызстан-Украина» входят вопросы организации выгодных контрактов с поставщиками на поставку товаров, совершение агентских, комиссионных, консигнационных и прочих посреднических соглашений с контрагентами на коммерческой основе. Немалая роль отведена и в вопросе оказания рекламных, консультационных услуг бизнес-представителям обеих стран.
В: Есть ли между странами какие-то совместные проекты?
О: На территории нашей страны работают 50 совместных кыргызско-украинских предприятий (сфера строительства, информтехнологий, кондитерских изделий, продуктов питания и др.).
В: В каких проектах участие КР совместно с Украиной будет наиболее эффективным?
О: Любое крупное украинское предприятие в сфере животноводчества, зернопроизводства, переработки сельхозпродукции, вполне может открыть дочернюю совместную компанию в КР. Наша страна активно дружит с Херсонской областью. Там есть предприятие «Чумак», продукция которой продается и у нас в республике. Почему бы этой компании не создать подобное совместное предприятие на территории КР? В отличие от Украины, в Кыргызстане почти нет налогов, в т.ч. на прибыль и НДС. Существует лишь 2 налога: на землю (средняя ставка земельного налога, в зависимости от региона, 3-5 $/га) и соцвыплаты. Еще у нас невысокая стоимость электроэнергии и зарплаты, что влияет на себестоимость товара.
В: Насколько комфортны условия для ведения бизнеса в КР?
О: В рейтинге Doing Business, Кыргызстан занимает такие позиции: «Легкость открытия бизнеса» — 12; «Доступ к кредитованию» — 13; «Защита инвесторов» — 22; «Экспорт» — 44; «Налоговые платежи» — 51; «Прозрачность политики правительства» — 82; «Регулирование правительством» — 87. В совокупности, в «Doing Business» наша страна на 68 месте (70 место в 2013 г.). Кыргызстан уже опередил Турцию и КНР. По оценке Азиатского банка развития, КР заметно прибавила и в рейтинге, оценивающем состояние управления экономикой, социальным и госсекторами. Всемирный банк, по итогам 2014 г., занес республику в категорию стран со средним уровнем дохода.
В: Что предпринимается в КР для минимизации вмешательства государства в дела частного бизнеса?
О: 2015 год в Кыргызстане объявлен годом укрепления экономики. Сейчас у нас действует либеральный инвестиционный режим, направленный на привлечение инвестиций в приоритетные отрасли экономики КР, посредством минимизации вмешательства государства в дела бизнеса через сокращение количества лицензий, проверяющих органов, оказываемых государством услуг. В целях улучшения инфраструктуры экономики страны постепенно внедряются механизмы государственно-частного партнерства, планируется реализация пилотных проектов.
В: Как это будет выглядеть на практике?
О: Создана информсистема управления проверками, позволяющая государственным контролирующим органам снизить степень рисков объектов и их частоту проведения, сократить необоснованные и излишние проверки. Объекты будут проверяться в зависимости от рисков: «с высокой степенью» — не чаще раза в год, со «средней» — раз в 3 года и с «незначительной» — раз в 5 лет. Сроки проведения проверок для юрлиц сокращены до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса — до 5.
Системно продвигаются меры по борьбе с коррупцией: сокращение госаппарата на 20%; исключение необоснованных вмешательств госорганов в деятельность субъектов предпринимательства; сокращение госуслуг с 20000 до 380; уменьшено число проверяющих органов с 21 до 12; сокращены лицензируемые виды деятельности с 236 до 101. Открытие бизнеса за 3 дня стало возможным после введения принципа «единого окна», упрощающего процедуру регистрации субъектов предпринимательства.
Поскольку КР – аграрная страна и развитие агропромотрасли является важнейшей составляющей ее устойчивого развития, сельхозпроизводители освобождены от всех видов налогов (налога на прибыль, НДС и налога с продаж), кроме земельного налога и отчислений в соцфонд. Переработчики сельхозпродукции освобождаются от уплаты НДС на 3 года и налога на прибыль в части рефинансирования в оборудование.
В: Расскажите о льготах и преимуществах для компаний, работающих в свободных экономических зонах (СЭЗ) Кыргызстана.
О: На территории нашей страны действует пять СЭЗ: «Бишкек» (находится в столице); «Каракол» (предоставляет огромные возможности для развития туризма); «Маймак» (расположена на пересечении путей международного транспортного сообщения); «Нарын» (имеет существенный потенциал для развития туризма и горнодобывающей промышленности, площадь 47000 км² – около ¼ части территории КР); «Лейлек» (выгодное положение для развития приграничной торговли).
Предприятия СЭЗ Кыргызстана осуществляют торговлю с 68 странами мира и экспортные поставки в 27 стран. Они освобождаются от всех видов налогов и сборов на период работы в СЭЗ. Также отсутствуют таможенные обязательства по товарам, поставляемым в СЭЗ для собственных целей и реэкспорта. В СЭЗ устанавливаются особые правовые режимы, предусматривающие льготы в области внешнеэкономической и хозяйственной деятельности.
В: Насколько для КР важна внешнеторговая деятельность?
О: Она играет значимую роль в развитии национальной экономики. На мировой рынок КР поставляет электроэнергию, золото, хлопчатобумажные ткани, шерстяные изделия, древесину, табак, сурьму, ртуть и др. Импортирует энергетические ресурсы, нефтепродукты, природное топливо, уголь, удобрения и прочие химпродукты, машины и оборудование, транспортные средства и запчасти, бытовые приборы и др. В последние годы КР превратилась в региональный центр реэкспорта в страны Центральной Азии и РФ китайских товаров.
В: Известно, что КР увеличила производство импортозамещающей продукции…
О: Импорт в Кыргызстан составляет около 1/4 совокупного потребления общественного продукта в республике. КР почти полностью завозит нефтепродукты, прокат черных металлов, деловую древесину, минудобрения, химволокна и синтетические смолы, технологическое оборудование для легкой, полиграфической и пищевой промышленности, горношахтное и горнорудное оборудование, тракторы и автомобили.
Правительство КР для экономического выживания стало проводить политику импортозамещения. Цель — удовлетворение спроса населения в основных продуктах питания (хлеб, сахар, растительное масло, поваренная соль) и одежде, запчастях и деталях для автотранспорта и сельхозтехники, путем использования собственного сырья и организации их производства на отечественных предприятиях, связав их кооперационными поставками. Будет целевой перевод многих предприятий, в том числе бывших оборонных заводов, на выпуск импортируемых ныне товаров, изделий и комплектующих деталей. Реализация такой политики дает возможность сэкономить инвалютные средства и самим насытить внутренний рынок основными потребительскими товарами и продуктами питания. С другой стороны, она открывает новые рабочих места.
В: КР активно развивает гидроэнергетическую мощь…
О: Сейчас правительством КР принимаются необходимые меры и решения, направленные на использование всего гидроэнергетического потенциала страны, в т.ч. и малых ГЭС. Производственную базу электроэнергетики Кыргызстана, состоящей из 21 гидроэлектростанций с суммарной мощностью 3071 МВт, формирует Нижне-Нарынский каскад ГЭС: Токтогульская – 1200 МВт, Курпсайская – 800 МВт, Ташкумырская – 450 МВт, Шамалдысайская – 240 МВт и Учкурганская – 180 Вт. Работа 12 малых ГЭС (общей мощностью 42 МВт), способна ежегодно производить 140,5 млн. кВт-часов электроэнергии. Это 8 ГЭС Аламудунского каскада, Кеминская, Калининская, Найманская.
Тем не менее, некоторые малые ГЭС, построенные в 40-50 гг. ХХ в., остановились после запуска крупных ГЭС и ТЭЦ. Их восстановление может увеличить выработку электроэнергии, снизить нагрузки на энергосистему в часы максимальных нагрузок. В таких случаях, высокую отдачу можно ожидать от малых ГЭС в вопросе обеспечения электроэнергией отдаленных сел, не имеющих собственных энергоресурсов и получающих энергию от испытывающих чрезмерные нагрузки электросистем.
В: Как планируете развивать малую энергетику?
О: По трем направлениям: восстановление прежних малых ГЭС; строительство в русле рек малых ГЭС; строительство малых ГЭС в водных хозяйствах. Сектор энергетики в Кыргызстане, обеспечивает около 4 % ВВП и 16 % промышленного производства, несмотря на наличие богатого гидроэнергопотенциала. В будущем, энергетическая сфера КР может приносить больший доход, за счет введения новых мощностей и строительства новых электростанций. По данным кыргызского института «Гидропроект», на реках республики возможно сооружение 95 больших и средних электростанций (общей мощностью 11400 МВт, при среднегодовой выработке 49,8 млрд. кВт/ч). По гидропотенциалу Кыргызстан уступает в СНГ лишь РФ и Таджикистану.
Беседовала Татьяна Омельченко.