Посол Канады в Украине Роман Ващук рассказал «і» о перспективах двусторонней торговли после создания Зоны свободной торговли и о препятствиях для наращивания канадских инвестиций в отечественную экономику.
Вопрос: 14 июля, в рамках рабочего визита Яценюка в Вашу страну, состоялось подписание документа о завершении переговорного процесса относительно создания Зоны свободной торговли (ЗСТ) между Канадой и Украиной. Что дальше?
Ответ: Далее последуют переводы документации, юридическое оформление и потом уже, собственно, подписание. Вся процедура займет полгода-год. Но мы, совместно с украинской стороной, публично раскрываем некоторые детали этого Соглашения, чтобы предприниматели обоих стран могли заранее подготовиться к моменту, когда данный документ вступит в силу.
В: Какие перспективы открывает такой шаг для наших стран?
О: Со своей стороны, Канада снимает пошлину на 99,9% украинских товаров, причем сразу (за исключением автомобилей). Это должно облегчить жизнь украинским экспортерам в их стремлении попасть на канадский рынок. К примеру, украинские производители металла и металлопроката смогут переориентировать свой выпуск товаров на еще один западный рынок, что сделает их более конкурентоспособными. Это же касается и производителей консервов, джемов, подсолнечного масла, кондитерских изделий, конфет, водки, одежды. Все названные категории товаров отныне будут поставляться на канадский рынок беспошлинно. В свою очередь с украинской стороны, сроком на семь лет снимается пошлина на 86% наших товаров.
В: Какова структура и динамика товарооборота между нашими странами?
О: Наша двухсторонняя торговля не слишком велика, около 300 млн. CAD (канадских долларов) ежегодно, с обеих сторон. Но таможенную статистику наших стран нельзя назвать точной (часто украинские компании регистрируются в оффшорах, например, на Кипре). По сравнению с позапрошлым годом, торговля между Канадой и Украиной упала в 2014 г. на 1/5. Но в первые пять месяцев нынешнего года канадский экспорт возрос на 103%. В значительной мере, это энергоносители, в частности, уголь (как не странно, Украина закупала его из далекой Канады) – приблизительно на сумму $40 млн. Согласно канадской статистике, с конца 2013 г. украинский экспорт упал на 1/3. Поэтому, Соглашение о ЗСТ должно помочь Украине возвести новую структуру экспорта в Канаду.
В: Министр иностранных дел Канады Роберт Николсон во время пребывания в Киеве отметил заинтересованность увеличения товарооборота между нашими странами. В каких украинских товарах заинтересована канадская сторона?
О: После того, как мы опубликовали информацию о некоторых нюансах Соглашения о ЗСТ, частные предприниматели смогут сами рассматривать все возможности сотрудничества с украинскими коллегами. Каждая сторона имеет свои интересы. Теперь украинский производитель сможет напрямую договориться с канадским, учитывая его потребности.
Канада является одним из крупнейших экспортеров морепродуктов, рыбы и мяса в Украину, а также лекарств, компрессоров, сельскохозяйственной техники. Что касается украинских товаров, то я уже упоминал товары, которые завозятся в нашу страну. Кроме них, это керамические изделия, сталь, железо, минералы.
В: Во время визита канадского премьер-министра Стивена Харпера (в начале июня), Яценюк анонсировал уже через три месяца взаимные инвестиции и доступ украинских товаров на рынок Канады. Вы разделяете такой оптимизм?
О: В вопросах экономического сотрудничества оптимизм с нашей стороны всегда присутствует. Но часто намеченное долго реализовывается. В этом году я посетил запуск двух больших зернохранилищ, которые были поставлены из Канады. То есть, канадцы способствовали украинским инвестициям в сельскохозяйственный сектор. Хочу отметить также приход крупного канадского инвестиционного фонда на страховой рынок Украины. И мы видим значительно возросший поток заинтересованных инвесторов, рассматривающих рынок Украины. Они чувствуют, что помимо кризисной ситуации, здесь открываются и новые возможности, поэтому присматриваются к Украине. Но острожные инвесторы ждут удобного момента для вложения своих денег.
В: И когда же наступит этот исторический момент?
О: Канадский опыт свидетельствует, что после подписания Договора о ЗСТ, на протяжении пяти лет товарооборот между нами и страной-партнером удваивается. А иногда, и больше.
В: Какие успехи нашего двустороннего инвестиционного сотрудничества за последние годы?
О: Можно говорить как об успехах, так и о провалах. К примеру, в столице функционирует бизнес-центр «Торонто-Киев» (80000 м²), который строился двадцать лет. Были проблемы с разрешительными бумагами, с организацией финансирования (были задействованы мощные канадские инвестиции). Канадские предприниматели начинали свои проекты в Украине еще в 1990-х годах. Но, когда один из них стал зарабатывать деньги, украинский партнер рейдерским способом присвоил проект. Естественно, такой поворот событий резко сократил энтузиазм потенциальных канадских инвесторов. Но я верю, что это время отходит в прошлое. Теперь есть новое поколение потенциальных инвесторов, из более крупных финансовых компаний, которые сейчас рассматривают возможные инвестиции в Украину.
В: Конкретизируйте историю с рейдерством.
О: Здесь была знаковой история Дарницкой ТЭЦ: инвестиции и события вокруг нее. Но я не хотел бы акцентировать на этом внимание. Тем не менее, это болезненный опыт. Думаю, Украина сделала правильные выводы и не повторит ошибок.
Я хотел бы сконцентрировать внимание на том, что Канада — мировой центр по финансированию малых и средних компаний, которые занимаются нефтяным бизнесом. То есть, у нас нет гигантов, а лишь те, которые являются пионерами на иностранных рынках. В Украине работает известная фирма «Shelton», которая увеличивала производственность нефтяных и газовых месторождений. Но внезапное повышение рентных плат в газовой отрасли негативно повлияло на рабочие процессы. Сейчас украинское правительство обещает снижение этих плат, что мы приветствуем. Это приободрит и воодушевит продолжать деятельность не только те компании, которые еще остались в Украине, но и привлечет новых заинтересованных инвесторов.
В: Сколько прямых инвестиций из Канады было привлечено в нашу экономику за предыдущие два года?
О: За последние полтора года — это вход Канадской финансовой группы на украинский страховой рынок. Цена вопроса — около 10 млн.CAD. К сожалению, пока мы не можем говорить о каких-то неимоверных суммах канадских инвестиций в экономику Украины. На данный момент, речь о выстраивании линии взаимного доверия, что должно повлечь за собой дальнейшие инвестиции.
В: Каковы преграды для канадских инвестиций в Украине?
О: Существуют учреждения, которые определяют бизнес-риски страны, в целом. И не важно, что очаг военного конфликта охватывает не всю Украину, а лишь Донбасс. Оценивается страна, а не ее регионы по отдельности. И крупные компании очень внимают оценке таких рисков, так как только они могут устоять в сегодняшних украинских экономических реалиях. К тому же, на ситуацию негативно влияет и нестабильность правовой среды в Украине. Тем не менее, я надеюсь, что все изменится к лучшему.
Еще одна проблема — это верховенство права и сомнения в том, можно ли добиться справедливости в суде. Последние двадцать лет этот опыт в Украине был довольно негативным, поэтому мы внимательно будем наблюдать за реформой украинской прокуратуры и судовой системы. Они имеют огромное значение для привлечения зарубежных инвестиций, в том числе канадских.
В: Какое количество канадских бизнесменов свернуло свои дела в Украине после ноября 2013 г.? И, какое количество их зашло после смены власти в нашей стране?
О: Хочу сказать, что Канадско-украинская торговая палата имеет 106 членов-бизнесменов разного калибра. Насколько мне известно, никто из них окончательно не покинул украинский рынок. Не могу сказать, что наблюдалось паломничество прихода канадских фирм в Украину после 2013 г. Но многие предприниматели часто обращаются в наше посольство с целью консультаций по вопросу захода на украинский рынок.
В: Как я понимаю, заинтересованность в развитии отношений с Украиной в экономической сфере есть. Что привлекает канадских инвесторов? Назовите конкретные примеры.
О: Увы, посольство не может разглашать конфиденциальную информацию о заинтересованности тех или иных канадских компаний в украинских активах. Тем не менее, отмечу нашу заинтересованность в оборонной сфере, самолетостроении, индустриальной кооперации, поставках комплектующих. Кроме этого, канадцев интересует энергетический сектор Украины и возможности инвестиций в него, а также сельскохозяйственный (производство, в том числе совместное, поставки).
В: 26 июня в Киеве находился министр обороны Канады Джейсон Кенни. Какие моменты сотрудничества в сфере обороны, расширения военно-технического сотрудничества, были согласованы? Как Канада приобщится к процессу реформирования сектора безопасности Украины?
О: Эти военно-технические проекты еще в стадии обработки на государственном уровне, поэтому я не вправе раскрывать детали. Но канадская помощь вооруженным силам Украины оборудованием, обучением имеет место и будет продолжаться в будущем. С августа этого года по март 2016 г. двести канадских военных будут проводить обучение на территории Украины. Если говорить в цифрах, то в военную помощь Вашей стране мы уже вложили около 25 млн. CAD. В следующем году планируется выделить еще 20 млн. CAD.
В: Развивается ли межрегиональное экономическое сотрудничество между Украиной и Канадой?
О: К сожалению, в наших межрегиональных отношениях есть много декларативного. Хотя в некоторых случаях эти контакты наполняются определенным смыслом. К примеру, на протяжении пяти лет мы имели в Днепропетровской и Львовской областях проект местного экономического развития (утилизация отходов, туризм). Эту программу финансировало Федеральное правительство, но привлекая к этому муниципалитеты канадских провинций. Также канадская сторона запустила плодовоовощной проект, охватывающий четыре украинских области (Запорожская, Николаевская, Херсонская, Одесская). Проект существует уже пять лет, а инвестиции составляют почти 20 млн. CAD. Наша цель – создать около 25000 малых и средних сельских хозяйств и подключить их к современным ценовым тенденциям продажи урожаев.
В Днепропетровской области существует проект по развитию кооперативного молочного производства, ориентированный на хозяйства из 5-15 коров. Подобные кооперативы созданы в Херсонском, Львовском и Ивано-Франковском регионах. В Днепропетровской области функционирует зерновой кооператив, профинансированный канадцами. Мы намерены продолжать программы регионального развития в еще четырех областях Украины.
В: На чем будет основываться отбор областей?
О: Профили областей абсолютно разные. И это связано не столько с канадскими экономическими интересами, сколько с нуждами развития отдельных украинских регионов. В этот раз, мы хотим больше охватить центр Украины.
В: Были ли у Канады проекты на территории Крыма?
О: На ныне оккупированной территории Крымского полуострова, в степной его части, у нас существовал крупный плодовоовощной проект, который работал около трех лет, а теперь окончательно закрыт. В него было вложено несколько миллионов канадских долларов. Кроме этого, наша компания «Shelton» осуществляла совместную деятельность с «Черноморнефтегазом» (разведка месторождений), но все уже в прошлом.
В: Ранее Канадское агентство международного развития (CIDA) выделяло на проекты в Украине значительную финансовую помощь. После упразднения CIDA, какая сумма от правительства Канады ежегодно поступает в Украину?
О: На сегодняшний день сумма составляет 50 млн.CAD, а в 2013 г. было выделено около 20 млн.CAD. Так что мы увеличили финансирование для Украины приблизительно на 120% за последних полтора года.
В: Какие проекты завершены и в процессе реализации?
О: Из недавно запущенных проектов — бесплатная правовая помощь в уголовных, гражданских и административных делах (с 1 июля этого года). Это помощь для 8 млн. малообеспеченных украинцев. Мы имеем программу поддержки правительственных реформ, работаем с Минфином, Минэкономики, Министерством агрополитики по рационализации этих структур и передаче канадского опыта. Также мы поддерживаем новую украинскую полицию. Наша страна выделила 5 млн. CAD на ее формирование в Одессе, Харькове и Львове.
В: Мы много говорили о канадских инвестициях в Украину. А как обстоят дела в обратном направлении?
О: Пока мы не заметили в Канаде масштабных инвестиций из Украины. Наверное, потому, что наша банковская и финансовая системы не являются благоприятными для тех украинцев, которые за последние два с половиной десятилетия стали богатыми олигархами. Вообще, я не видел статистики по украинским инвестициям в экономику Канады. Они весьма незначительны. Конечно, существует торговля на уровне малых предпринимателей. Но Украина занимает весомое место в торговле именно интеллектуальным товаром и услугами в сфере IT. К примеру, почти весь IT одной из крупнейших канадских фирм разрабатывается в Украине. Производители мобильных телефонов «Blackberry» тоже обслуживаются в Вашей стране. Пока именно таким образом Украина проникает на канадский рынок.
В: Из всего вышесказанного сделать вывод, что состояние торгово-экономических отношений и инвестиционной деятельности между Украиной и Канадой не самое лучшее. Что сдерживает развитие сотрудничества?
О: Действительно, наши торгово-экономические и инвестиционные отношения весьма скромные. Нужно лучше понимать потенциал друг друга: думаю, в Канаде мало знают о возможностях Вашей страны. Канада — не только аграрная страна, но и государство с высокими экологическими технологиями. Кроме того, мы — одно из немногих государств с весьма стабильным и мощным финансовым сектором. Но Канада, соответственно, ищет такие же стабильные условия для работы в стране-партнере. Нашим государствам нужно лучше понять взаимные комперативные преимущества. Мы можем продавать Украине сельскохозяйственное оборудование, оборудование для хранения зерна, а также совместно изготавливать и реализовывать на третьих рынках технологические изделия (к примеру, в сфере самолетостроения).
Роман Ващук Родился в 1962 г. в Торонто. Окончил Университет Торонто по специальности «история» (1985 г.). С 1987 г. работает в МИД Канады. В Украине уже второй раз. 1994-1998 гг. – политический советник в канадском посольстве в Киеве. С 1 декабря 2014 г. – Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады в Украине. Женат, двое детей. Увлекается чтением и хоровым пением.
Беседовала Татьяна Омельченко