Парламент в очередной раз продлил мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения еще на год, тем самым нарушив одно из ключевых положений меморандума с Международным валютным фондом (МВФ), который был недавно подписан. Однако отложить вопрос в долгий ящик, скорее всего, не получится, и украинской власти все же придется приступить к его решению, если она хочет обеспечить бесперебойное поступление последующих кредитных траншей в страну.
Дискуссия вокруг отмены или продления моратория на земли сельскохозяйственного назначения ведутся еще с приобретением независимости Украины. Одни считают, что продление моратория не оправдано и приведет к еще большей тенизации земельных отношений, другие указывают, что отмена моратория приведет к скупке паев зарубежными инвесторами и отечественными олигархами.
Правда, до недавнего времени казалось, что вскоре этот вопрос после долгих спекуляций наконец разрешится. По крайней мере, на этот неизбежный факт указывал меморандум о сотрудничестве с МВФ, под которым ранее подписалось украинское руководство перед выделением нашей стране очередного третьего, правда, немного урезанного кредитного транша — $1,3 млрд, где создание рынка земли значилось «контрольным маяком» для предоставление последующих кредитных траншев. 0днако и в этот раз парламентарии решили пойти по пути наименьшего сопротивления. На минувшей неделе Верховная Рада почти конституционным большинством (297 голосов), поддержала продление моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 2018 г. Лишь семеро было против.
Главными лоббистами принятия такого решения традиционно выступали оппозиционные силы в парламенте — «Батькивщина» и «радикалы» Олега Ляшка. Идею поддержали и в «Народном фронте». Да и сам премьер-министр Владимир Гройсман дал понять, что «без широкого обсуждения модели рынка земель в Украине никаких решений о введении продажи земли быть не может». «Таких моделей рынков земель по миру есть более 50. Если Украине и нужна модель, то такая, которая защитит реальных землевладельцев, не даст 3, 5, 7 семьям скупить всю землю в Украине, и мы категорически против того, чтобы так происходило. И самое главное, надо провести широкие консультации с владельцами земель», — заявил он в ходе заседания Кабмина в минувшую среду.
Неожиданным стал факт, что в поддержку предложенного законопроекта высказалась пропрезиденсткая фракция БПП, в том числе и сын Порошенко. Хотя еще в начале политического сезона глава государства в своем послании к депутатам сетовал на отсутствие открытого рынка земли, который сдерживает приток инвестиций в аграрный сектор.
Принятие такого решения спикер Верховной Рады Андрей Парубий традиционно объяснил отсутствием, а точнее «недостаточной наработкой» законодательства в сфере регулирования земельных отношений. «В том же решении, которое приняла ВРУ, было указано, что в полугодовой срок соответствующие комитеты и Рада должны разработать необходимые законопроекты, чтобы через год мы смогли подойти к этой проблеме уже законодательно подготовленными», — резюмировал председатель парламента.
По словам лидера фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко, мораторий на продажу сельскохозяйственной земли был продлен, так как власть побоялась массовых забастовок. «Мы по сути уже подготовили забастовку, всеукраинский референдум по запрету продажи сельскохозяйственной земли. Президент мгновенно почувствовал напряжение и дал приказ своей фракции и представителям в органах власти. Те за несколько часов провели закон о продлении моратория на продажу сельскохозяйственной земли на год. Они просто испугались», — отметила она.
Тимошенко убеждена, что перед тем, как начинать разговоры о продаже земли, нужно «создать семейное фермерство, дать таким предприятиям поддержку государства и после того, как они поработают десятки лет на этой земле, — отдать землю в собственность и реально запустить только для фермеров оборот земли». «В Канаде 10% сельскохозяйственной земли на свободном рынке. В Израиле вообще запрещено продавать землю. Знаете, почему? Надо интеллект иметь и управлять своей страной правильно, в интересах людей и в интересах стратегической перспективы», — считает она. Политик напомнила, что отдельные семьи скупили уже около 1 млн. га земельных паев на теневом рынке. Одна из семей, которая располагает сотни тысяч гектаров — «это, к сожалению, семья президента».
«Те, кто предлагают ввести продажу земли в Украине, это люди, которые не знают украинской истории, не любят крестьян, не осознают украинского будущего. Так как, например, Объединенным Арабским Эмиратам Господь дал нефть, так же украинцам Бог дал землю. Но нефть сегодня есть, завтра — нет, а земля — это вечный товар», — отметил, в свою очередь, лидер «радикалов» Олег Ляшко. Он убежден, что земля должна быть вечно в распоряжении украинцев. «Это не товар, это хотят сделать из него товар. Земля — это то, что принадлежит украинцам и должна принадлежать изначально, потому что надо продавать не землю, а нужно продавать продукцию из земли», – заключил он.
В свою очередь, депутат от фракции «Самопомощь» Иван Мирошниченко обращает внимание на статистику. По его словам, территория Украины имеет 34 га черноземов, а это 28 % мировых запасов, что является «самым ценным активов, который есть у нашего государства». «Но есть и другая правда. У нас есть 7 млн. людей, которые стали собственниками земли. Из них 1 млн. граждан уже умерли и не воспользовались своим правом на собственность. 400 тыс. га сегодня не имеют правоприемников, то есть люди не вступают в наследство. А 40 % людей, которые вступили в наследство, не живут в сельской местности», — отметил он.
По его словам, несмотря на то, что его политическая сила голосовала за продление моратория, гордиться этим не нужно. «Потому что, продлевая мораторий, мы с вами не меняем ничего, что мы делали до этого момента. Не меняя правила игры, не меняя законодательную базу, мы не поменяем ничего. И эта тенденция, эти цифры, которые я вам называл, к сожалению, будут продолжаться. Ситуация не будет улучшаться», — резюмировал он.
Более решительным в этом вопросе оказался сын владельца одной из крупнейших аграрных компаний Украины, Нибулон, народный депутат от БПП, член Комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений Андрей Вадатурский, голосовавший «против» продления моратория. Он считает, что Земельный банк – это утопия, потому что он будет выступать монополистом, и будут иметь место злоупотребления, поэтому земля должна быть товаром, к тому же – дорогим. «Государству нужны деньги. Мы стараемся получить очередные транши МВФ и просим государство покупать землю?! Вы о чем? Это – путь в никуда. А то, что Китай, европейцы, американцы, скупят наши земли и будут вывозить все из Украины – страшилка. Ограничения будут занижать цену на землю. Обратите внимание на Голландию. Это маленькое государство, но вы можете поехать туда и купить себе земли столько, сколько хотите. Они не боятся продавать. Главное, чтобы инвестор действовал по закону, а не «по понятиям», – говорит политик.
Ранее министр аграрной политики и продовольствия Тарас Кутовой заявил, что разработанный его министерством законопроект об обороте сельхозземель не предусматривает их продажу. «Мы предлагаем, чтобы было право продажи права аренды на землю – вот я арендую землю, и я могу это право кому-то перепродать», — рассказал он. Чиновник также отметил, что на сегодняшний день фактически так и происходит, но путем перепродажи корпоративных прав теми, кто владеет большими массивами земли, а мелкие фермеры не могут этого сделать. «Мы предлагаем перепродавать право, то есть человек как получал деньги за пай, так и будет получать. Единственное, что человек, который пользуется этим паем, может перепродать это право кому-то другому, кроме того, он имеет право заложить это право в банке. Но договорные условия с владельцами паев не меняются», — отметил Кутовой. Кроме того, министр отметил, что в законопроекте предложено во избежание спекуляций с каждой перепродажи владельцу пая на право аренды отдавать 10%.
Если соответствующий закон принят не будет, то мораторий продлится и после этой даты. Однако с учетом требований меморандума, который подписала Украина с МВФ, правительство, скорее всего, будет вынуждено делать шаги для принятия соответствующего закона.
Основатель аналитического центра «Amelin Strategy», экономист Анатолий Амелин считает, что продление моратория ухудшит отношения Украины с МВФ, и чтобы получить следующий транш, украинским властям придется постараться. «Перспективы на следующий транш есть, но усилий для его получения придется приложить больше», — полагает эксперт. По его словам, предоставление следующего кредита будет зависеть от хода переговоров и по другим аспектам соглашения. «Но в данном случае Украина повела себя как недоговороспособная сторона, непоследовательный и непредсказуемый партнер. А с такими партнерами международным инвесторам некомфортно иметь дело», — считает Амелин.
В Европе рынок земли — неотъемлемая часть экономики. Но основывается он на взвешенном и четком законодательстве. Примером страны с наиболее развитым законодательством в этой области является Дания. В этой стране выписаны четкие требования как к арендатору, так и к покупателю. Например, при покупке земли и от арендатора требуется обеспечение сохранения земли в сельскохозяйственном производстве. Закон требует от фермера достойного ведения сельского хозяйства.
В целях борьбы с созданием латифундий закон устанавливает верхнюю границу землепользования — своей собственной и арендованной — в 150 га сельхозугодий. Исключения делаются лишь в том случае, если фермер сможет доказать, что вследствие специфики его производства ему требуется больше земли и никто из окрестных крестьян не будет протестовать против этого. Арендатор, также как и покупатель, должен прожить в сельской местности не менее 8 лет. Если же размер фермы будет превышать 30 га, то он должен доказать свою профессиональную квалификацию, иметь опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующее образование.
Покупка земли запрещается, если эта операция является средством размещения капитала или цена покупаемой земли не соответствует ее реальной стоимости. Юридические лица не имеют право на покупку сельскохозяйственных угодий, так же как они не имеют права и на аренду. Это право предоставляется только физическим лицам, которые уже вели сельскохозяйственное производство, имеют соответствующую квалификацию и берут на себя обязательство непосредственно заниматься сельским хозяйством в течение длительного времени.
В Германии поддерживается постоянный контроль за любыми изменениями собственности или аренды сельхозугодий. Переход прав на любые сельскохозяйственные угодья требует специального разрешения. Запрещена излишняя концентрации земли (максимально от 400 до 500 га). Что касается аренды земли, то на нее распространяются те же ограничения, что и на покупку. В целом законодательство запрещает изъятие сельскохозяйственных земель на несельскохозяйственные цели.
В Швейцарии основное правило рынка земли — она должна принадлежать только тому, кто ее обрабатывает.
В Норвегии главное также сохранение крестьянского хозяйства. Основные правила – сохранение фермерства, при этом ориентация идет на фермера-собственника земли. Поэтому законодательство ограничивает возможность дробления участков, аренда же регламентируется законом и местными властями.
Во Франции в течение более 30 лет существует сложная система контроля рынка земли. Закон требует разрешения властей при любом акте купли-продажи земли или сдачи ее в аренду. При выдаче разрешения на земельную операцию исходят из принципа – соответствует ли данная сделка принципу «семейной ферме с личной ответственностью».