Владимир Лановой, Президент Центра рыночных реформ, экономист и политик рассказал «i» о причинах и последствиях сложной экономической ситуации, которая сейчас наблюдается в Украине, сообщают Экономические новости
Вопрос: Как Вы считаете, что стало причиной принятого Нацбанком постановления «О мерах деятельности банков и проведении валютных операций» от 6 февраля?
Ответ: В Украине наблюдается очень большой дефицит валюты на внутреннем рынке для нужд государства и частных компаний. Валюта не поступает в страну ни в виде кредитов банкам, предприятиям или государству, ни в виде доходов от экспорта или прямых иностранных инвестиций. В то же время потребность в покупке российского газа, оплаты другого импорта, возмещения долгов правительства, которые составляли $1 млрд. в январе, возмещение других долгов коммерческого типа за границу – все это требовало наличия валюты. Поэтому Национальный банк использовал узурпаторский, деспотический метод: полностью запретил вывозить валюту из страны.
В: Почему же Нацбанк не принял меры раньше?
О: Потому что курс гривны в украинских реалиях — показатель политической ситуации. Правительство все время нас уверяет, что все хорошо: все стабильно и обеспечено, страна успешно развивается. На самом деле истощились все ресурсы, валютные запасы уменьшились практически в два раза. Коммерческие кредиты банкам и корпорациям в Украине перестали давать. Ситуация постоянно ухудшалась.
Конечно, это должно было отразиться на валютном курсе. 8 гривен за доллар — это был абсолютно нереальный курс. Нужно было делать его 8,1-8,2 еще два года назад. Тогда сейчас он мог быть 8.30 или 8.40, и он был бы твердым, сбалансированным, не было бы избыточного спроса и недостатка предложения, т. к. экспорт и импорт переформатировались бы. Но это при условии, если бы курс раньше поднялся.
Однако правительство и Национальный банк утверждали, что все нормально: валюта стабильная, правительство работает отлично, волноваться нечего. В результате мы оказались у края пропасти – сейчас вообще ничего нет. Нам говорят о $17 млрд. резервов, которые задекларированы Нацбанком, но там на самом деле меньше, потому что часть валюты находится в ценных бумагах, которые не могут быть использованы сейчас для конвертации снова в доллары или евро.
В: Как это постановление, по-Вашему, повлияет на жизнь предпринимателей?
О: Национальный банк пытается остановить вывоз капитала из Украины. На первый взгляд, хорошо, чтобы валюта оставалась в Украине. Однако любые административные, силовые действия приведут к тому, что капитал еще быстрее начнет выводиться из страны, поскольку на второй план отходят расчеты коммерческого, рыночного характера: вроде сколько вывести капитала, что купить (оборудование или материалы), что оставить в сбережениях. Люди думают, как сберечь эти деньги, и еще больше усилится вывоз их из страны любыми правовыми и неправовыми способами, еще хуже будет валютная ситуация. Это имитация работы. На самом деле это подрыв доверия к деньгам, а значит, и подрыв экономики.
В: Как скоро, по-вашему, банки вернутся в свой нормальный рабочий режим?
О: Все зависит от Януковича. Если он еще будет тянуть с изменениями в правительстве, поиском путей компромиссов, чтобы снять все эти напряжения, экономика будет падать и дальше. Вначале торговые предприятия окажутся в состояние банкротства, потом и банки начнут закрываться и продаваться за бесценок, объявляться банкротами. Это очень серьезно ударит по производству, потреблению населения, по доходам, рабочим местам, по всем сферам. Еще более углубятся все наши беды.
В: Какие еще административные меры для сдерживания падения курса гривны Вы ожидаете от властей?
О: Я бы не хотел ожидать еще более жестких действий. Но мы уже видели, что вначале ограничили обмен валюты, потом — одноразовые объемы покупок ценных вещей. Все это давление, попытки вывести валюту в банки «из-под матрасов» приводили к обратным результатам. Потеряно доверие к банковской системе в целом, к центральному банку, к денежной единице. Я бы не хотел думать, что будут предприняты еще более жесткие методы. Однако ситуация такая: если политический кризис в Украине не решается, президент не уступает, тогда банки будут вводить еще более жесткие ограничения. Я не специалист по такого рода административным действиям. Я знаю только, что они вызовут лишь обратный эффект.
В: Сможет ли повлиять на экономическую ситуацию в стране переформатирование правительства?
О: Пока не будет правительства, которое объявит разумные действия по оживлению экономики, по управлению долгами и реформированию, способные дать толчок экономике, производству, предпринимательству, ситуация будет оставаться прежней. Более того, падение может ускориться, депрессия — углубиться.
В: Какой у Вас прогноз относительно курса гривны на ближайшее время или на конец года?
О: Ничего сейчас предсказывать нельзя, потому что у нас не рыночные тенденции, а ручное управление, которое может привести к более значительному падению курса, чем если бы рынок находился в сбалансированном состоянии. Пока будет такое административное сдерживание, падение курса может быть глубже. Я думаю, что эти волны валютного кризиса будут еще повторяться. Сейчас начинается вторая волна падения курса гривны, я ожидаю и последующих таких же волнообразных падений и провалов.