Экономика

Украина возобновляет реверс газа из ЕС

Осуществляя реверсные поставки газа из Европы, Украина стремиться покончить с монополией «Газпрома», но полностью отказаться от российского голубого топлива пока не удается.

Поиск альтернативных маршрутов импорта природного газа остается одной из главных задач для Украины. Руководство страны не раз заявляло о необходимости и важности диверсификации энергоресурсов для обеспечения энергетической безопасности страны. Ещё в 2008-2009 гг. в Украине начинались разговоры о реализации проекта так называемого «большого реверса» из Европы.

Но особую актуальность данный вопрос получил после аннексии Крыма Россией и конфликта на Донбассе. По оценкам экспертов, этот проект мог бы обеспечить нашей стране до 30 млрд куб.м. импортного газа. Правда здесь речь скорее идет не об источнике, а поставщиках, ведь в подавляющем большинстве случаев — этот тот же газпромовский газ, который закупают крупные европейские концерны, такие как RWE, EOn, Statoil, GDF и другие.

Накануне стало известно, что после короткой паузы Украина возобновила импорт природного газа через Польшу. Об этом сообщил руководитель пресс-службы оператора газотранспортной системы компании «Укртрансгаз» Максим Белявский. По его словам, вчера утром была получена заявка на импорт в объеме 0,3 млн куб. м. «Заявленный объем газа записан на оперативный балансовый счет, и как только будет накоплен достаточный для физического измерения объем, в рамках коммерческого месяца будет осуществлена физическая прокачка этого газа», — сообщил он.

Напомним, ранее «Укртрансгаз» и оператор газотранспортной системы Польши компания Gaz-System подписали соглашение о сотрудничестве по подготовке пилотного проекта по организации пакетных аукционов мощностей на польско-украинской границе, которые будут проводиться на платформе аукционов компании Gaz-System.

В Киеве надеются, что это позволит распространить данную практику на пограничные участки с другими странами, «открыв тем самым шире двери для европейских трейдеров в газовый рынок Украины». Поставки газа из Польши в Украину осуществляются с газоизмерительной станции (ГИС) «Германовице» (Польша).

«Еще в прошлом отопительном сезоне с Польши шло 5 млн. кубометров газа в сутки. Почему это все приостановилось? Информации об этом нет… Никто не понимает, почему прекратились поставки и все теперь заговорили опять о начале реверса», — задается вопросом член коллегии Госагенства по энергосбережению и энергоэффективности Мария Яковлева. «Хочется четкости, прозрачности и понимания. А если Россия шантажирует, если она влияет на Польшу относительно поставок, тогда говорите об этом. Это опять-таки вопрос к украинской власти», — сказала «i» эксперт.

По ее словам, возобновление реверса — это первый шаг. Теперь нужно создать нормальную, рыночную площадку для торговли газом. «Надо убрать всю непрозрачность и вывести газовые отношения в экономическую плоскость. Если бы это было, тогда было бы общее понимание, что происходит с газом. Если бы был рынок, все бы понимали, куда приходить продавать газ и его покупать. А поскольку у нас сегодня все регулирует «Нафтогаз», нет общего понимания, что происходит на газовом рынке. Поскольку монополист все процессы замкнул на себе», — резюмировала Яковлева.

Осуществление реверсных поставок газа из Европы в нужных для Украины объемах стало возможно, в первую очередь, благодаря падению его потребления в Европе на 10%. На фоне этого сокращение поставок «Газпрома» не было столь существенным, и возникал избыток, который и поставлялся в Украину.

Напомним, что еще в 2007 г. Еврокомиссия признала незаконными пункты в контрактах, которые запрещали реэкспорт газа, и с тех пор «Газпром» не требует выполнения таких положений. Исключение — «виртуальный реверс», когда газ отбирается транзитером до сдачи его окончательному покупателю (по договоренности транзитера с этим покупателем, как не раз происходило на украинской территории).

В апреле 2014 г. глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что реверсные поставки газа из Европы в Украину — это «полуаферистический механизм» и пообещал рассмотреть его с точки зрения законности. В результате странам, которые принимали участие в реверсных проектах с Украиной, были ограничены поставки российского газа.

На сегодняшний день Украина открыла три основных маршрута реверса газа — через Польшу, Венгрию и Словакию. Польша стала первой страной, через территорию которой Украина начала поставки газа из Европы в ноябре 2012 г., пытаясь уменьшить свою зависимость от российского «Газпрома». Однако позже ей пришлось приостановить поставки «голубого» топлива в нашу страну.

Как заявил председатель правления «Укртрансгаз» Игорь Прокопив, Польша отправила в «Газпром» заявку на импорт 11 млн. куб.м. топлива в сутки, но согласие получила только на 7 миллионов. 4 миллиона кубов, которые Украина покупает у Польши, Россия вычла из поставок. Аналогичная ситуация произошла и с Венгрией. Под давлением России ей пришлось значительно сократить и на некоторое время и вовсе прекратить поставки газа в нашу страну. Одновременно «Газпром» заверял, что поставки газа идут в соответствии с законтрактованными объемами и выполнения заказов сверхдоговоренных объемов не является обязательным.

Тем временем, российские СМИ подсчитали, что неудачная попытка российского концерна прекратить реверс в Украину в 2014-2015 гг. обошлась в $5-6 млрд. Это недополученная выручка при поставках газа в дальнее зарубежье. Еще в $400 млн оценены штрафы за недопоставку номинированных покупателями объемов газа.

На данный момент Словакия является единственным маршрутом, по которому Украина уже год импортирует природный газ. Из Словакии газ поступает по газопроводу Вояны-Ужгород. Его мощность в настоящее время доведена до 40 млн куб. м в сутки, то есть до 14,6 млрд куб. м в год. По данным «Укртрансгаза», за этот период было импортировано более 11 млрд. куб.м. газа. «Независимо от того, берем мы газ или не берем, Украина платит 100% за зарезервированные мощности компании Словакии… Сейчас мы приняли решение максимально увеличить на сто процентов использовать объемы реверсного потока из Словакии», — ранее заявлял премьер-министр Арсений Яценюк.

Так или иначе, газовый конфликт с Россией и его влияние на реверс в Украину продемонстрировал недостаток самих реверсных проектов. Один из таких недостатков является то, что Украина использует действующие газопроводы для поставок газа, а не строит автономные интерконнекторы, как это сделали большинство стран ЕС, считает эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук.

Кроме того, по его мнению, реверсные проекты Украины не могут существовать в своем отдельном мире вне общего газового рынка Европы, в который входят потребители газа (большинство стран ЕС), ключевые транзитеры газа в ЕС (Украина, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия) и крупнейшие поставщики газа в ЕС (Россия, Норвегия, Нидерланды). «И в данном контексте в этом треугольнике все участники зависимыми друг от друга, а поэтому нужно учитывать взаимные интересы», — подытожил он.

Напомним, в конце июня в ходе очередного раунда переговоров в Вене российские власти Украине обещали скидку в $40 и стоимость газа в III квартале в $247,17 за тыс. куб.м. Впрочем, украинская сторона посчитала эту цену завышенной, уточнив $200 – это оптимальная стоимость кубометра российского газа. В тот раз не удалось договориться. В результате 1 июля официальный Киев не внес очередной транш предоплаты и отказался от поставок «голубого топлива» из России.

Недавно в Брюсселе стороны наконец парафировали протокол о поставках газа в Украину и его транзит будущей зимой. На сегодня цена на российский газ для Украины в 4 квартале будет колебаться в пределах $230 за 1 тыс куб.м. Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин считает, что такая цена российского газа для Украины является «наиболее справедливой». Вчера российский монополист «Газпром» заявил, что получил от НАК «Нафтогаз» $234 млн. предоплаты за поставки газа в октябре и возобновил экспорт газа в Украину после трехмесячного перерыва.

«На фоне фактической войны я воспринимаю эту информацию (о возобновлении поставок российского газа – «i») как возобновление неких коррупционных схем. У меня нет доказательств, но есть подозрения. Видимо, это кому-то выгодно. Мы всё так же зависим от России, и импортируем у неё недостающие 10-12 млрд кубометров голубого топлива, хотя этого можно было избежать», — заявил экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский.

Он сообщил, что, кроме проекта большого реверса, были идеи по налаживанию в Украину поставок сжиженного газа. «Польша уже реализовала этот проект. У них это заняло 5-6 лет, но на сегодня зависимости от российского газа нет. За полтора года новой власти украинские чиновники могли хотя бы начать подготовку к реализации подобного проекта. Но мы только говорили много, а делали мало», — считает он.

Эксперт также обращает внимание на снижение потребления газа в стране. Однако это связано, в первую очередь, с тем, что Крым аннексирован и остановлена значительная часть промышленности Донбасса. В результате мы вышли на потребление в 42 млрд кубометра газа в год. Из них 20 млрд куб.м. добываются в Украине, еще 14,5 млрд – мы можем импортировать из Запада, а остальное – из России.

«На деле с Запада импортируется меньше. К примеру, с Норвегией заключён контракт на импорт лишь 1,5 млрд куб.м. Это очень мало. Я также убежден, что пока по Украине идут четыре трубы, которые не загружены даже на половину, и есть готовность Словакии участвовать в реализации проекта по большому реверсу, то этим нужно воспользоваться», — резюмировал Соколовский.

По данным Минтопэнерго, максимальный объем газа, который Киев может получать из стран ЕС, составляет около 60 млн. куб.м. в сутки. В 2014 году Украина нарастила импорт газа из Европы на 59% — до 5,1 мрд. Куб.м, в основном за счет начала реверсных поставок из Словакии. Со стороны Польши и Венгрии на Украину было импортировано 0,9 и 0,6 миллиарда кубометров газа соответственно. Импорт газа из России в 2014 году снизился в 1,8 раза — до 14,5 миллиарда кубометров.

Вместе с тем, как ранее сообщал глава правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев, Украина рассчитывает до конца 2015 г. договориться об открытии еще одного маршрута — из Румынии. Потенциальные объемы поставок — около 2 млрд. куб.м в год — профицит, который возникнет в этой стране.

Ксенiя Лазоренко