Экономика

Бюджет под елочку

Госбюджет 2016 г., скорее всего, будет базироваться на откорректированном Налоговом кодексе, а уже в следующем году парламентарии планируют начать серьезную системную работу над его новой версией, который вступит в действие в 2017 г.

Для украинского парламента уже стало традицией принимать бюджет на будущий год в канун Нового года. Не стал исключением и этот раз. Несмотря на анонсированное намерения парламентариев принять в первом чтении правительственные законопроекты по новой версии налоговой реформы и бюджету-2016, голосование по ним так и не состоялось. Если еще в начале недели у многих не вызывало сомнений, что депутатам удастся прийти к общему знаменателю по данным вопросам, то уже через несколько дней оптимизма немного поубавилось.

Индикатором послужило заседание парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, где депутаты продемонстрировали полное несогласие с предложениями Минфина и дали понять, что внеочередное заседание Верховной Рады может стать безрезультатным. В итоге обсуждать документы депутаты договорились еще неделю на специально созданной рабочей группе и только потом принимать решение.

«Мы провели обсуждение двух документов, внесенных правительством. Но мы определились, что мы будем совместно с правительством дальше работать над тем, что бы этот бюджет отвечал интересам страны и стимулировал рост экономики. При этом мы отметили, что необходимо предусмотреть позитивный опыт децентрализации, и это ответственность всех. Для этого мы создаем рабочую группу, в которую войдут представители фракций и групп украинского парламента, Кабмин, премьер-министр лично, а также налоговый и бюджетный комитет Рады», — заявил спикер Владимир Гройсман. По его словам, депутаты рассмотрят возможность изменения действующего Налогового кодекса для сбалансирования госбюджета на 2016 г.

Премьер-министру Арсению Яценюку пришлось согласиться с принятым решением и ограничится лишь презентацией проекта бюджета, который он представил вместе с министром финансов Натальей Яресько. Они признали, что документ не является идеальным, однако Кабмин попытался максимально его сбалансировать и достичь того, чего не смогли сделать в текущем году. А именно — покрыть увеличение цен увеличением социальных поступлений и соцстандартов населения.

Средства искались повсюду. В частности, планируется увеличить отчисление с госпредприятий, а также поднять акцизы на пиво, алкоголь и табачные изделия. Кроме того, частично легализировать игровой бизнес.

Главными оппонентами правительственного варианта изменений в Налоговый кодекс выступили фракции «Батькивщина», «Самопомич» и Радикальная партия Олега Ляшко. Впрочем, даже в проправительственной фракции «Народный фронт» нашлись те, которые были не готовы голосовать за реформу и бюджет своего Кабмина.

Народный депутат от «Самопомощи» Татьяна Острикова обратила внимание на то, что основной аргумент в пользу этого проекта — это то, что его одобрил МВФ. Однако, по ее словам, для МВФ важен не сам проект, а выполнение им принципиальных требований, одно из которых — борьба с коррупцией. «И мы за то, чтобы выполнить требования нашего международного партнера. Однако проблема как раз в том, что законопроектом №3630 коррупциогенные факторы не устраняются, а усугубляются. В частности, через заложенную непрозрачную систему возмещения НДС», — подчеркнула она. Также, по словам депутата, этим проектом налоговая милиция не ликвидируется, а остается, но под другим названием и с еще большими полномочиями.

В свою очередь Олег Ляшко назвал законопроект Кабмина «грабежом среди белого дня и уничтожением экономики». А народный депутат от «Народного фронта» Александр Кирш считает его «катастрофически непрофессиональным».

Наиболее серьезные замечания к правительственному законопроекту №3630 возникли к упрощенной системе налогообложения. Парламентарии убеждены, что их принятие значительно ухудшит условия деятельности для малого бизнеса. Так, вместо нынешнего единого налога в проекте закона бывшие упрощенцы второй группы, а по версии Минфина — физлица-предприниматели группы В — будут обязаны платить единый налог по ставке налога на доходы физлиц, 17% (18%) к облагаемому налогом доходу. Кроме того, они будут обязаны подавать квартальную декларацию, хотя сейчас отчитываются в налоговой только за год.

Отдельное новшество от Минфина — это привлечение к работе упрощенцев кассовых аппаратов (регистраторов расчетных операций), стоимость которых (но не всю, а 75%) центральная власть предложила компенсировать, но за счет местных бюджетов. Юрлица, которые работают по упрощенной системе в третьей группе, должны будут перейти на общую систему налогообложения, включая уплату НДС. Упрощенцам группы А (нынешняя первая группа) повысили ставку налога до 20%.

Кроме того, парламентский комитет не поддержал идею правительства повысить ставку налога на недвижимость, которая не является земельным участком с нынешнего 1% до 3% от минимальной зарплаты за квадратный метр любой жилплощади. Такая же участь постигла и предложение возобновить транспортный сбор, который был отменен при экс-президенте Викторе Януковиче и изменить порядок его администрирования. Минфин даже предложил налог на промышленные и сельскохозяйственные объекты под видом включения их в перечень объектов недвижимости. И это предложение тоже члены комитета Рады предлагают исключить.

Как известно, в парламенте зарегистрирован еще один законопроект изменений в Налоговый кодекс №3357, поданный главой комитета парламента по вопросам налоговой и таможенной политики Ниной Южаниной. Его соавторами выступило рекордное количество депутатов, а именно 114 человек, однако в народе он получил название «кодекс Южаниной». В нем бюджет 2016 г. авторы предлагают сформировать на базе действующего налогового законодательства с учетом снижения единого соцвзноса (ЕСВ) на 40% (коэффициент 0,6) и отмены дополнительного импортного сбора, выдержав утвержденный меморандумом с МВФ показатель предельного дефицита бюджета. Также авторы законопроекта предлагают продлить на 2016 г. мораторий на проверки малого бизнеса и согласовать с ним формат функционирования упрощенной системы налогообложения.

Авторы полагают, что налогообложение дивидендов по ставке 18% в сочетании с налогообложением прибыли по ставке 18% делают страну инвестиционно непривлекательной. Налогообложение фонда оплаты труда по нынешним ставкам (18% налога на доходы физлиц, 20% единого социального взноса, 1,5% военного сбора) не создают условий для детенизации зарплат. Действующее налогообложение прибыли сохранит налог на прибыль в качестве коррупционного, продлится функционирование схем вывода капитала и сбор налога по принципу так называемой «налоговой нагрузки» путем административного давления ГФС.

Глава Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), экс-премьер Анатолий Кинах убежден, что принимать «под елочку» вариант налоговой реформы и бюджета на основе предложений правительства будет ошибкой. По его мнению, новый бюджет должен основываться на старой базой налогообложения, внося лишь точечные изменения в Налоговый кодекс.

«Принять в таком виде налоговую реформу — это значит углубить социально-экономический кризис, подорвать доверие инвесторов к государству и своих украинских партнеров. Необходимо принять бюджет, но на действующей налоговой базе, при этом отменяя такие вещи, как авансовые платежи на прибыль, дополнительный импортный сбор, постепенно снижая нагрузку на фонд оплаты труда — один из самых высоких в Европе и тому подобное. А вот разработка настоящей реформы еще впереди», — сказал «i» Кинах.

Он настаивает на сохранении упрощенной системы налогообложения и ее совершенствовании, исходя из реальных показателей инфляции. По его убеждению, реформа «упрощенки» в варианте Кабмина грозит уничтожением малого бизнеса и не решает его проблематики. «Сокращение групп плательщиков единого налога, сужение круга лиц, которые будут иметь право находиться на этой системе, без существенного улучшения условий ведения деловой активности создает основания для свертывания малого бизнеса или его массового перехода в тень», — добавил он. А также напомнил, что по официальным данным, теневая экономика Украины в первой половине 2015 г. составила 42% от ВВП.

Эксперт по вопросам экономики, акционер группы компаний «КВВ Групп» Евгений Казьмин также считает, что принятие налоговых изменений, предложенных Минфином назвать реформой, которую ждет бизнес, нельзя. «Там недостаточно стимулов для его развития. Снижения ЕСВ явно мало. Они должны содержать целую систему стимулов для бизнеса», — сказал «i» эксперт.

По его словам, идея о частичном освобождении от налога на прибыль предприятий, которые реинвестируют ее в создание новых производств, покупку нового оборудования или других капитальных средств неплохая. Однако необходимо снижать не ставку налога на прибыль для всех, а расширять возможности уменьшать налоговые выплаты для тех, кто развивается. «Поэтому снизила, например, компания параметры потребления энергоносителей на единицу продукции за год на 30% — должна получить за это пропорциональную налоговую скидку. Это ускорит модернизацию, на которую вечно не хватает средств предприятиям», — уточнил он.

Кроме того, стране нужен рост экспорта, чтобы не Нацбанк в ручном режиме руководил покупкой валюты, а чтобы ее больше зарабатывали украинские производители. «Компания, которая увеличила за год объем своего экспорта и возвращенной валютной выручки вдвое, должна получать дополнительный бонус в виде налоговой скидки. А если это будет продукция со значительно большей добавленной стоимостью, то бонус должен быть существенно большим», — считает эксперт. При этом, по словам Казьмина, государство ничем не рискует: в большинстве случаем существенный рост экспорта будет означать, что суммарный объем дополнительно заплаченных налогов будет значительно больше полученной налоговой скидки.

Среди других стимулов для бизнеса также называются разработка программ, рассчитанных на использование средств государственного, региональных и местных бюджетов не только для кредитования развития промышленности, но и для создания лояльных инфраструктурных условий для инвестиционных проектов. В частности, этот подход давно используется в программах стран Евросоюза. И, безусловно, минимизация угроз рейдерства и «выкручивания рук» со стороны властей. При этом все эти стимулы должны гарантироваться бизнесу не менее чем на десять лет, тем самым позволяя делать инвестиции в проекты с более длинным сроком окупаемости. Только в этом случае, по мнению экспертов, можно закладывать основы для устойчивого экономического роста.

Ксенiя Лазоренко