Сергей Соболев, народный депутат VІI созыва (Батькивщина) рассказал «і» о том, как соглашение, подписанное Януковичем с Путиным, повлияет на экономику Украины , сообщают Экономические Новости.
Вопрос: Чем должна пожертвовать Украина в обмен на $15 млрд. и дешевый газ от России? О каких украинских ценных бумагах идет речь?
Ответ: Во-первых, чтобы мы понимали, никакого дешевого газа нет. До тех пор, пока мы не увидим текст соглашения, говорить о дешевом российском газе невозможно вообще. Потому что, если это те же условия, как «харьковская скидка» в сто долларов, то фактически эта разница в $132,5 доллара между действующим и будущим тарифами на газ для Украины, названная скидкой, возможно, также кладется на долг Украины. Соглашение никто не видел.
В «Харьковском соглашении» о Черноморском флоте эти $100 просто переводились за аренду Черноморского флота до 2042 г. Какая же это скидка? Если она подписана на таких же условиях, то, по сути, никакой скидки нет. Следующие поколения украинского народа будут отдавать эти деньги за то, что сегодня этот газ потребляют Фирташ, Ахметов и другие.
Что касается $15 млрд. так называемого кредита, то он пойдет на проедание и покрытие дефицита бюджета. Более того, это взято под долговые обязательства Украины, которые будут отдавать это и следующие поколения. Эти деньги не пойдут на модернизацию, новейшие технологии, реформирование законодательства. Все останется, как было. Это просто кредит проедания, который надо будет отдавать и платить за него проценты. Я думаю, что все эти так называемые соглашения, разрекламированные в Москве, — это затягивание Украины в огромную долговую яму.
Я вам приведу только две цифры, которые, на удивление, совпадают. Янукович и его команда за четыре года спустили $15 млрд. золотовалютных резервов Украины. Теперь за год они хотят еще $15 млрд. проесть и таким образом подготовиться к выборам. Я думаю, что это слишком большая цена для независимого государства, которое затем никогда не сможет рассчитаться по таким долговым обязательствам.
Что будет заложено под имущество государства, можно говорить, когда мы увидим текст соглашения. Возможно, это вообще может стать основанием для объявления дефолта в Украине. Тогда тот, кто объявит дефолт и кто будет ключевым кредитором, может претендовать на любую собственность. На мой взгляд, это худшее, что можно было себе представить, из всех переговоров, которые велись в это время Януковичем.
А если добавить еще воздушные замки, которые нарисовал Янукович относительно проектов АНов: АН-70, АН- 140, АН-124, то они все заморожены, ни один из них не развивается. Единственное требование россиян по проекту АН-124 — это передать им всю техническую документацию, только тогда этот проект будет развиваться. Но мы же понимаем, что он будет развиваться только на территории Российской Федерации. Поэтому все это фактически не отвечает экономическим интересам государства.
В: Какие экономические последствия в краткосрочной и долгосрочной перспективах для Украины в результате подписанных вчера документов между Путиным и Януковичем?
О: В отношении краткосрочных перспектив, то, во-первых, главное, что Украина получила, это необходимость закупать в больших объемах газ. Во вторых, эти деньги будет съедены за первое полугодие. А дальше начнет работать долгосрочная перспектива, когда эти средства надо будет отдавать. В-третьих, если раньше любые кредиты, например от МВФ, шли в соотношении две трети — на пополнение золотовалютных резервов и укрепление гривны и лишь одна треть — на покрытие дефицита бюджета, то сейчас мы имеем соглашение, по которому все эти $15 млрд. будут идти на покрытие дефицита бюджета. То есть в перспективе отдавать эти деньги нечем.
В целом, если рассматривать долгосрочную перспективу, то это фактически попадание в тотальную зависимость от российского бизнеса и российской политической элиты на ближайшую и дальнейшую перспективы. Поэтому ясно, что эти соглашения не могут быть ратифицированы. Я думаю, что нам надо сделать все возможное, чтобы выйти на переговоры, которые Янукович сорвал — с ЕС, Всемирным Банком и МВФ. Это действительно соглашения, которые будут заключаться в интересах Украины и украинского народа.
В: Что подразумевается под усилением военного сотрудничества между Украиной и Россией?
О: Фактически это попытка реанимировать уже полностью разрушенные цепи военного сотрудничества. Это средства, которые будут идти на войну. Единственным заказчиком этой продукции может быть РФ. В этих условиях мы фактически попадаем и в научно-техническую зависимость, и в полную зависимость по возможностям реализации этой продукции от России. Это затягивание Украины в гонку вооружения, которая в свое время развалила Советский Союз, сегодня добивает Российскую Федерацию, а теперь еще может добить и Украину.
В: Действительно ли для получения кредита от МВФ фондом было озвучено требование к Украине по увеличению цены на газ для населения?
О: Единственное требование, которое озвучивали в МВФ, и они это подтвердили, – это сбалансировать бюджет НАК «Нафтогаз Украины». До 2010 г. бюджет «Нафтогаза» балансировался тем, что газ собственной добычи с небольшой наценкой реализовывался внутри страны, а с 2010 г. мы получили несколько ударов. Один из них — это реализация газа собственной добычи по мировой цене за рубеж. Поэтому требование МВФ — восстановить прежнюю схему. Сегодня затраты на добычу 1000 кубометров газа составляют от $70 до $90 максимум, то есть баланс бюджета НАК “Нафтогаз Украины” становится абсолютно реалистичным.
В: Существует ли у оппозиции реальная программа реформ для выхода Украины из экономического и политического кризиса?
О: Эта программа не просто существует, она была предложена с первого дня работы и предыдущего, и нынешнего созывов парламента. К сожалению, все наши предложения отвергаются большинством, а именно коммунистами и Партией регионов, которые на сегодняшний день реализуют все свои программы. К чему это привело? Мы видим тотальный развал страны, экономики, а теперь еще и втягивание во все большие кредитные задолженности, которые набирают это правительство и президент.
В: В краткосрочной перспективе оцените, пожалуйста, возможные инвестиции в экономику Украины от европейского вектора интеграции и вступления Украины в ТС.
О: При европейской интеграции это, прежде всего, инвестиции в передовые технологии, открытие европейских рынков, возможность закупки передовых технологий в Европе. Если сравнить продукцию, которую мы закупаем в России и Россия импортирует из Европы, и то, что они экспортируют соответственно, то окажется, что почти 70 % экспорта составляют газ и нефть, 15% – это продовольственные товары, все остальное — небольшая часть, которая касается продукции химии. Из ЕС завозятся преимущественно передовые технологии. Фактически нас сейчас отрезали от рынка в 500 млн. человек, а также от дешевых европейских кредитов для наших предприятий, взамен получили так называемую скидку на газ, старые технологии, очередной виток вооружения, который приведет Украину к коллапсу.