Экономика

Получит ли государство и армия 5 миллиардов – решение за НКРСИ

В угоду мобильным операторам бюджет может недополучить 5 млрд. грн.

Во вторник Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРСИ) должна, наконец, определиться с механизмом выдачи лицензий на третье поколение связи 3G. Радость от внедрения новейшей технологии омрачается тем, что из-за явных симпатий НКРСИ к интересам крупнейших мобильных операторов украинский бюджет и воюющая армия могут недополучить 5 млрд. грн.

На получение лицензий по использованию мобильной связи третьего поколения претендуют три крупнейших оператора мобильной связи в Украине – «Киевстар», «МТС-Украина» и «Астелит» (life:). Однако высокодоходный бизнес, имеющий маржу порядка 50%, не спешит идти по цивилизованному пути – тратить «кровно заработанные» на нужды государства и пополнять бюджет.

В планах мобильщиков – получить лицензии без конкурса, по базовому тарифу, утвержденным Кабмином еще в 2006 году. Эта сумма составляет примерно 200 млн гривен за каждую лицензию размером в 30 МГц. Учитывая, что частоты под 3Gвысвобождаются Министерством обороны в рамках конверсии, решение не проводить тендер лишает военных возможности получить на нужды перевооружения армии несколько миллиардов гривен.

Еще в 2009 году НКРСИ планировала провести соответствующий тендер, выставив на аукцион лицензии по стартовой цене в 400 миллионов гривен. Планировалось, что по итогам торгов в бюджет поступит до 2 млрд гривен. И пять лет назад в Украине не было войны за целостность государства. Новый состав комиссии, который начал работать в мае этого года, прекрасно осведомлен о финансовых делах государства и о ситуации со снабжением Вооруженных сил, однако совершенно не переживает. Зато, по всей видимости, оказался поразительно чутким к пожеланиям крупных мобильных операторов.
Очевидно, что конкурсные торги – стандартное правило в Украине. Более того, страна, чей президент недавно подписал соглашение об ассоциации с ЕС, должна ориентировать на европейскую практику. А в любой стране Евросоюза подобное распределение частот неизбежно проходит через конкурс, и каждый участник платит за лицензию максимальную цену.

Справедливости ради можно отметить, что мнения в НКРСИ разделились. Часть членов комиссии, например, Владимир Олейник, настаивает на том, чтобы продать лицензии операторам поочередно, в ходе тендера. Тогда можно будет получить в бюджет 4-5 млрд. грн. Однако он в комиссии – в меньшинстве. И даже аргументы, что в нынешнее время, когда вся Украина пытается помочь армии, собирая деньги по крохам, через добровольные пожертвования, нужно использовать любую возможность для дополнительного финансирования Минобороны, похоже, не работают.

Первую скрипку же играет та часть НКРСИ, которая в недавнем прошлом имела прямое отношение к мобильным операторам. Именно эти люди настаивают на том, чтобы претенденты-протеже получили лицензии без тендера и по цене намного ниже рыночной. Предложение состоит в том, что три самых крупных игрока на рынке голосовой связи получат полосы частот по 5 МГц, то есть намеренно ограниченный ресурс. Эту схему можно сравнить с заключением договоров на госпредприятиях, которые подгоняются под определенную сумму, чтобы подрядчика можно было определить кулуарно, а не через открытые торги.

Руководство НКРСИ, похоже, заняло нейтрально-выжидательную позицию. Председатель комиссии Андрей Семенченко накануне комментировать свое видение механизма выдачи лицензий отказался, предложив посетить заседание комиссии. «Я знаю, что интерес к этой теме высок, но приглашаю вас, приходите, послушайте. Мы открыты, распорядок работы комиссии вы знаете, после заседания мы дадим все комментарии», – заявил председатель комиссии.

Между тем, с точки зрения интересов Украины, выжидательная позиция ничем не оправдана. Самым правильным вариантом была бы аукционная продажа одного лота радиочастот, а затем, с перерывом в полгода – ещё одного. Тогда все участники торгов были бы вынуждены давать максимальную цену, а госбюджет получил бы максимально возможные в данной ситуации поступление. Отдать сразу всё и без торга означает намеренно обесценить лот. Но если подобное желание объяснимо жадностью бизнеса, который никак не может привыкнуть к мысли, что он что-то должен «этой стране», то для государственного служащего подобное неприемлемо.

От того, какое решение примет НКРСИ, зависит, кто останется в выигрыше. Если победит концепция «доброго дяди», крупнейшие мобильные операторы, которые и так получают сверхприбыли, смогут заработать ещё больше. Если же возьмет верх здравый смысл, забота о государстве и его защитниках, тогда осенью будет объявлен честный тендер. В результате которого каждый претендент на получение лицензии 3G связи заплатит столько, сколько положено.

semenov