Экономика

Правительство хочет отменить пенсии?

Последнее скандальное заявление министра социальной политики Андрея Ревы об необходимости введения алиментов на престарелых и нетрудоспособных родителей вызвало бурную реакцию в СМИ и в обществе. В реальности же, это предусмотрено в Семейном кодексе, и есть соответствующая судебная практика. Другое дело, что это может быть признаком того, что власть хочет снять с себя социальную ответственность.

Ранее министр социальной политики Украины Андрей Рева уже прославился скандальным изречением о том, что наши граждане слишком много едят. На сей раз он опять изрядно расшевелил публику, заявив, что дети должны платить алименты на содержание пожилых родителей.

По мнению Ревы, у детей перед пожилыми родителями должна быть жесткая ответственность на законодательном уровне. Он напомнил содержание 51-й статьи Конституции, где написано, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

Шум поднялся изрядный. Инициативу Ревы сочли доказательством того, что государство хочет окончательно снять с себя ответственность за социальные проблемы в стране, переложив ее на плечи граждан. И эти опасения не беспочвенны, если учесть, что иные предсказания Ревы реализуются на практике. Например, в свое время он обещал, что минимальная зарплата будет «отвязана» от прожиточного уровня и резко повышена, что и случилось в 2017-2018 гг., создав целый ряд перекосов в экономике.

Так что идеи Ревы об алиментах на нетрудоспособных родителей следует воспринимать с известной долей серьезности. Ведь в Украине можно ожидать абсолютно всего.

Поскольку последнее заявление Ревы вызвало бурю эмоций, ему пришлось публично объясняться. Он заявил, что речь идет о внедрении такого механизма по отношению к тем гражданам, которые не помогают своим родителям-пенсионерам. В частности, по словам Ревы, много таких случаев на Донбассе.

«В зоне АТО, где брошенными остались родители, которые не могут сами за собой ухаживать. Ими занимаются волонтеры, которые звонили их детям, а те, вместо помощи, просто просили сообщить, когда их родителей не станет», — заявил министр.

«В этой ситуации нужно действовать по закону — в Конституции есть 51 статья, в которой указано, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, а дети должны заботиться о своих родителях. Соответственно, в Семейном кодексе есть 202 статья, которая объясняет эту ситуацию – когда родители немощные, болеют, а дети не хотят исполнять эту обязанность, их могут обязать платить такие алименты. В Уголовном кодексе есть 165 статья, которая гласит, что человека, который уклоняется от этой обязанности, могут привлечь к ответственности», — напомнил он.

При этом Рева стыдливо обошел вниманием тот факт, что это Украина решила не выплачивать пенсии людям, оказавшимся в зоне конфликта.

Подобные заявления и действия подталкивает граждан к осознанию того, что государство снимает с себя всяческие социальные обязательства, а значит, и они, граждане, этому государству ничего не должны.

Комментируя очередной «ревизм», политический аналитик Николай Спиридонов делает интересное и тревожное пока еще только допущение: «Теоретически это логично, поскольку действительно, старикам нужно помогать и большинство так и делает… Но на практике это означает, что Украина постепенно идёт к полной отмене пенсий. Уже сейчас выжить на пенсию в 1500 грн (примерно $55) практически невозможно. В рамках т.н. «пенсионной реформы» вводится обязательный страховой стаж в 35 лет, который будет далеко не у всех, а точнее вообще — мало у кого. Следующий шаг — фактическая отмена пенсий и полное перекладывание ответственности по содержанию пожилых украинцев на их детей. Вы работайте до старости, а потом государство умоет руки и пусть дети содержат. Ещё одна «гениальная» идея по оптимизации бюджета».

В СМИ уже вовсю поднимается тема внедрения на украинской почве конфуцианства, поскольку одним из канонов конфуцианской морали является обязанность детей брать на себя заботу о родителях. И это отнюдь не фигура речи.

«Реальность такова, что пенсии для украинцев поколения 60-70 годов нет, не будет и не предвидится. Те, кто сегодня платят пенсионные взносы с помощью элементарного подсчета и калькулятора могут понять, что государство, как минимум, 50% тех денег, которые они заплатят в виде этих взносов, прикарманит. Сомневаюсь, что есть смысл платить пенсионные взносы в такой системе. Кроме того, изменение баланса трудоспособного населения и пенсионеров показывает, что тех людей, которые что-то зарабатывают и платят налоги и соцвзносы, сегодня почти столько же, сколько и пенсионеров. И динамика не в пользу работающих. Когда в стране останется 6-7 млн. реально трудоустроенных и 12 млн. пенсионеров, тогда, я думаю, все и остановится», — полагает политолог Андрей Золотарев.

Кроме того, Рева и его министерство фактически изобретают велосипед, поскольку норма о поддержке родителей детьми не просто твердо закреплена в законодательстве, но и является реально действующей, имеющей судебную реализацию.

По словам адвоката Регины Гусейновой, ссылаться в данном случае следует не столько на Конституцию, сколько на статью 202 Семейного кодекса. Эта статья так и называется: «Обязанность совершеннолетней дочери или сына содержать родителей т ее исполнение». Таким образом, дочь и/или сын обязаны содержать своих родителей, которые являются нетрудоспособными и требуют помощи. Освобождаются от уплаты таких алиментов только те дети, чьи родители были лишены родительских прав или не исполняли свои родительские обязанности надлежащим образом. Такая практика в Украине давно существует, суды выносят соответствующие решения. Наконец, есть норма в законе, которая обязует и дочь, и сына принимать участие в дополнительных расходах родителей.

Эта норма распространяется также на тот случай, когда родители не достигли пенсионного возраста, но частично или полностью утратили трудоспособность или являются тяжело больными.

Таким образом, законодательство на сей счет существует и достаточно четко выписано.

Другое дело, что, по словам адвоката Регины Гусейновой, в случае необходимости, гражданам трудно дойти до суда. Суды на местах, если отъехать немного от столицы, неукомплектованы. Кроме того, судебный сбор для многих является непомерно высоким. Многие судьи, по словам адвоката, лишены полномочий, то есть не имеют права рассматривать дела.

Поэтому если вы подали иск, то, в лучшем случае, рассмотрение дела начнется через полгода. Поэтому власти следовало бы в первую очередь озаботиться организацией работы судов на местах, прежде всего, судов первичной инстанции, то есть районных.

Что же касается собственно содержания детьми престарелых и/или нетрудоспособных родителей, то в Семейном кодексе предусмотрено, что этот вопрос может быть решен в судебном порядке. Хотя здесь речь идет о крайности, поскольку обычно в Украине принято, чтобы дети помогали родителям в старости.

Но законом предусмотрено, что родители могут обратиться в суд, предоставляют доказательства того, что им необходима материальная помощь, например, что их пенсии не хватает на жизнь и лечение. Суд устанавливает размер алиментов в твердой денежной сумме или в процентах от заработка детей. При этом учитывается финансовое положение сыновей и/или дочерей, которые могут иметь много детей, жить на низкую зарплату, то есть доля заработка, выделяемая на родителей, устанавливается судом в разумных размерах.

Суд должен учитывать и то, как родители заботились о детях. Например, часто встречаются случаи, когда отец покинул ребенка в раннем возрасте, родительских прав лишен не был, но родительских обязанностей не исполнял. Подобные случаи суд должен подробно исследовать. Например, в суд вызываются в качестве свидетелей соседи. Здесь уже отец в ходе судебного заседания должен доказывать, что он заботился о детях. На сей счет имеется статья 204, согласно которой, если отец или мать уклонялся от своих родительских обязанностей, то суд может освободить сына или дочь от необходимости материально поддерживать родителей.

Указанные нормы касаются как престарелых, так и нетрудоспособных родителей, то есть речь может идти как о старости, так и о болезни родителей. Возможна поддержка только на время болезни, и по излечении она прекращается.

Таким образом, законодательство относительно поддержки детьми родителей в старости и в случае утраты трудоспособности выписано достаточно хорошо, гибко и справедливо.

Но возникает проблема доступа к правосудию. Далеко не все граждане могут позволить себе обратиться в суд, заплатив пошлину, а потом еще и дождаться решения суда.

Конечно, в идеале дети должны беспокоиться о престарелых и нетрудоспособных родителях и без всякого суда, и чаще всего так и бывает. Но и чиновники создавать в идеале должны условия для того, чтобы она действующая нормативно-правовая база успешно применялась, а не сотрясать воздух скандальными заявлениями.

Александр Карпец