В Украине создан прецедент, который ставит крест на статье 43 Конституции Украины - "Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается". В сфере лоцманской службы государственные деятели научились "привязывать" людей к рабочему месту, открыв двери современному "крепостничеству".
Приказ “два-девять-два”
Суть любого прецедента: случилось единожды – повторится обязательно. Вряд ли об этом думали чиновники Министерства инфраструктуры, возглавляемого на то время Максимом Бурбаком, издавая 8 мая 2013-го Приказ №292 “Об утверждении положения о морских лоцманах”. (Лоцман – капитан-судоводитель, хорошо знающий береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда) В документе подробно описаны все особенности деятельности лоцманов и организаций отрасли. “Ложка дегтя” заложена в самом конце приказа – в пункте 7.20, который открыл ящик Пандоры. “7.20 В случае увольнения лоцмана по основаниям и в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Украины, удостоверение лоцмана подлежит возврату лоцманскому предприятию и является аннулированным со дня такого освобождения“.
По мнению юристов, это тоже самое, что отобрать у водителя автобуса его права на вождение в случае, если тот захочет перейти в другую транспортную компанию. Данная норма означает невозможность для человека продолжить свою профдеятельность или, проще говоря, зарабатывать себе на жизнь. Чиновники обрекли человека работать на одном месте всю свою жизнь. “В Украине на законодательном уровне отобрано право морского лоцмана, как гражданина, на труд, что исключает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, или на который он свободно соглашается (ст.43 Конституции Украины). Конечно же такой приказ Мининфраструктуры подлежит изменению в кротчайшие сроки”, – считает юрист-практик Лина Тарасова.
В последние годы лоцманы начали активно уходить от монополиста – филиала “Дельта-Лоцман” по причине резкого падения уровня заработной платы. Не смотря на то, что доходы компании – это всегда твердая валюта, оплата труда лоцманов, которые формируют доходную часть “Дельта-Лоцман”, осуществляется в гривне. До 2013-го заработки были на уровне адекватном рискам и сложности работы про проводке современных супер-судов по припортовым мелководьем. Сегодня из-за падения курса национальной валюты, доходы лоцманов резко сократились. Это признало и руководство “Дельта-Лоцман”. “На сегодняшний день прямой пропорции не достигнуто. В 2013-м году – это был эквивалент в привязке к валюте – одна цифра, сегодня это меньше. Отток кадров имеет место”, – рассказал в интервью “Украинским новостям” начальник филиала “Дельта-Лоцман” ГП “АМПУ” Александр Голодницкий.
“Многие решили уйти. Но, как оказалось, это не просто сделать, – посетовал лоцман первой категории Эдуард Скляренко, – “у нас все забрали. Что нам делать? Есть два пути. Один – идти дворником работать. Второй – возвращаться в моря. Но возвращаться не хочется, ведь, монополист тебя обратно не запустит и не допустит. Потому что он монополист и весь рынок в его руках”.
По словам лоцманов, попытавшихся найти новую работу после увольнения с “Дельта-Лоцман”, монополист сделал все для того, чтобы законсервировать ситуацию и не позволить людям свободно уходить и трудоустраиваться в другом месте. “Учитывая то, что требование к лоцману – это диплом капитана, то моряк с таким дипломом зарабатывает намного больше. Здесь же с таким же дипломом человек, выполняя не менее ответственную работу, а чаще даже более стрессовую и нервную, получает намного меньше. Многие уходят. Порядка 5-6 человек ушло в Персидский залив работать”, – рассказал лоцман Сергей Рева.
Кому это выгодно?
Зачем кому-то понадобилось устанавливать архаичные крепостные правила для высокоуровневых специалистов в морском деле? Как оказалось, весь сыр-бор возник вокруг того, что отрасль в ближайшем будущем может стать конкурентной, не смотря на устоявшуюся в ней монополию госкомпании “Дельта-Лоцман”. “До принятия Закона «О морских портах Украины» в 2013 году, данный вид деятельности могли осуществлять исключительно государственные морские лоцмана, состоявшие в трудовых отношениях с госпредприятием. Сегодня, морскими лоцманами могут быть и сотрудники частного лоцманского предприятия”, – отметила юрист Лина Тарасова.
По мнению самих лоцманов, перспектива приватизации “Дельта-Лоцман” заставила чиновников искать пути, как не растерять основные производственные фонды, которые на 90% состоят из людей – профессионалов. “Удостоверения выдает же не “Дельта-Лоцман”. Поэтому, как может она забирать, на каком основании? Они не красиво поступают, вставляя палки в колеса людям. Но все понятно почему – они планируют в ближайшем будущем тоже стать частной компанией”, – поделился мнением стажер-лоцман Сергей Денисенко. Хотя само руководство монополиста всячески отрицает возможность приватизации компании, делая упор на том, что в стране обязательно должна быть именно государственная служба, отвечающая за проводки судов. Вместе с этим госчиновники отбрасывают и возможность конкуренции, считая, ее угрозой безопасности судоходству. Однако, как отмечают лоцманы, именно монополия заморозила развитие отрасли. Потому что монополисту незачем заниматься улучшением условий труда работников или качества услуг. Ведь любое судно, направляясь к украинским портам, вынуждено так или иначе обращаться к одной-единственной компании.
То, что лоцманская служба переживает упадок, подтвердил и бывший руководитель “Дельта-Лоцман” Виктор Бездольный. По его словам, как только компания попала под влияние Администрации морских портов Украины, ее развитие остановилось. “Эта структура, попав под эгиду АМПУ работает по остаточному принципу. Дальнейшим развитием этого вида деятельности серьезно никто не занимается”, – уверен Бездольный.
Чиновничье болото
На рынке лоцманских услуг Украины сегодня уже появились первые проблески конкуренции. Часть лоцманов, уволившихся с “Дельта-Лоцман” пошли работать в частное лоцманское предприятие “Навир Сервис”, однако, получить удостоверения им пока не удается по ряду причин. По мнению чиновников, уволившийся лоцман для того чтобы получить новое удостоверение обязан повторно сдать экзамены и заново получить квалификационную категорию.
“Мне уже присвоена 1 категория. Опыт безаварийной работы в акватории составляет более 5 лет. Работая в “Дельта-Лоцман” я сам стажировал людей, ставил “панамаксы” в тяжелых погодных условиях. Есть похвальные грамоты, заметки в газете. Но есть постановление, согласно которому лоцман повторно сдает экзамены, если он в течении трех месяцев не работал. Я готов работать, есть все необходимые условия, но Укртрансбезопасность должна выдать мне новое удостоверение. Но его выдавать никто не торопится, затягивая процесс, дожидаясь истечения трехмесячного срока. Это называется предвзятое отношение. Монополист действует так, как ему удобно”, – пояснил ситуацию лоцман Эдуард Скляренко.
Причину задержки отчасти прояснили ряд работников самого монополиста, пожелавшие не называть свои имена по объективным причинам. Они предоставили документ – письменное обращение к министру транспорта Владимиру Омеляну, в котором МИУ отговаривают от создания альтернативной квалификационной госкомиссии, прогнозируя “плохие” последствия для судоходства в Украине. Желание пролить свет на данную проблему “анонимы” пояснили тем, что работники монополиста в своем большинстве желают развития конкуренции на рынке лоцманских услуг, чтобы в итоге получить выбор – где работать. Ведь, перспектива остаться “крепостным” единственного работодателя, а в случае увольнения – потерять свой хлеб, многих лоцманов, мягко говоря, расстраивает. Тем не менее, им приходится “добровольно-принудительно” подписывать подобные обращения, поскольку спорить с монополистом равносильно потере куска хлеба.
Юристы отмечают, что все лоцманы, которые уволились с “Дельта-Лоцман” , проходили стажировку, обучение о чем свидетельствуют сертификаты, которые остаются у лоцмана и действительны 3 года и неоднократно подтверждали присвоенную им квалификационную категорию, сдавая экзамены государственной квалификационной комиссии. “Эти документы находятся в архивах Квалификационных комиссий как на местах, в каждом морском порту, так и в Государственной службе Украины по безопасности на транспорте. Принять их за основу при выдаче удостоверения морского лоцмана – прямая обязанность государственных служащих. Таким образом, препятствий для получения удостоверений морского лоцмана тем, кто уволился, нет. Но это верно, если чиновники будут действовать по утвержденным ими же правилам, придерживаясь законодательства Украины”, – подчеркнула юрист Лина Тарасова.
Выход из ситуации
Если есть проблема, должно быть и решение, считают лоцманы. По словам специалистов, уволившихся из “Дельта-Лоцман”, проблема кроется в желании чиновников сберечь “золотую жилу”. Ведь, если на рынок выйдут другие компании и начнут предоставлять лоцманские услуги, доходы монополиста резко упадут. Кроме того, ему придется активно заниматься улучшением качества услуг, искать способы не привязывать, а привлекать высококлассных профессионалов, что обойдется намного дороже, чем вставлять бюрократические палки в колеса развитию рынка.
“В мире много частных лоцманских компаний. Я работал на линии Китай-Австралия. В Австралии это очень развито. Там все частные компании. Причем в одном порту может быть их несколько. Лоцманы, которые переходят в частную компанию, имеют колоссальный опыт за плечами, при чем безаварийный. Монополия же – всегда плохо. У судовладельца выбора нет. Он заказывает услугу у «Дельта-Лоцман». Компания, которая держит эту монополию – ей абсолютно не надо переживать по поводу повышения качества предоставляемых услуг. К ней так или иначе будут обращаться”, – рассказал лоцман с многолетним стажем Олег Шустов.
Лоцманы уверены, что государство в лице Министерства инфраструктуры обязано исправить ошибку времен Януковича в Приказе №292, при помощи которого чиновники “Дельта-Лоцман” лишают граждан Украины право на труд. А если МИУ не спешит исправлять этот юридический казус, тот хотя бы должно вмешаться в ситуацию и запустить механизм повторного получения лоцманами своих удостоверений для того, чтобы люди и их семьи не были заложниками чиновничьей жадности и могли вернуться на работу.
В ином случае ситуация грозит обернутся горой судебных разбирательств, в ходе которых нынешнему МИУ придется не только отвечать за нарушение Конституции, допущенное правительством Азарова, но и оперативно сглаживать репутационные потери морской отрасли. Поскольку, лоцманский скандал лишь на первый взгляд кажется узкопрофильным и периферийным.
Михаил Коронов